Чем хорошо наше время, так это тем, что есть возможность дать ребенку нестандартное образование. Родители могут выбирать уже известные школы: Вальдорфскую или Монтессори или давно известную в Италии – Реджо, теперь она становится популярной в мире.
Новый оригинальный метод воспитания появился полвека назад в Северной Италии. Жители городка Реджо Эмилия всегда считались «левыми». Именно в таком свободолюбивом месте и зародилась реджо-педагогика. Наконец освободившееся от фашизма поколение смогло подумать о будущем детей, где те могли бы чувствовать себя свободными и полноценными, не боясь исследовать огромный мир и творить.
Автор метода Малагуцци, считал, что ребенку нужно дать «сто возможностей» себя проявить: в танцах, пении, рисовании, музыке, театре и конструировании. Эту методику признали крупные психологи как самый современный метод развития дошкольников. И теперь по ней работают с детьми во всех передовых крупных странах мира.
Ключевой термин реджо-педагогики – проект. Ребенок самостоятельно выбирает проект или какой-то объект для исследований. Ребенка не загружают информацией, он выбирает проект в ходе игры или беседы именно то, что ему интересно в данный момент, например, дождь или рост цветка. Сам проект может быть длиной в час, может, — год. Ребенка настраивают не на результат, а на процесс.
Также в таких детских садах есть ателье – специальные помещения, отведенные под инструменты и материалы, которые потребуются для творческих работ. В ход идут не только краски, карандаши и пластилин, но и веточки, шишки, шерсть, камни, ракушки и глина. Такие ателье всегда открыты, ведь малыша может осенить идея в любой момент.
Еще один принцип этого метода – кооперация. Дети объединяются в группы, обсуждая проект между собой и со старшими. Мнение любого ребенка со вниманием выслушают. Проекты фотографируются, ведутся обычные и видеодневники. Ведь родителям интересно, как идут дела, а педагоги наблюдают за прогрессом. Часто родители помогают детям в построении проектов.
Сад для детей устраивают как жилой дом. Есть открытое центральное пространство, где дети могут встретиться и обсудить проекты. Всегда открыта кухня для желающих туда попасть. При всех повар приготовит еду, дети могут ему в этом деле посильно помочь. Есть и спальня – «тихая комната», где дети необязательно засыпают. Иногда им просто достаточно полежать и отдохнуть.
В Реджо-Эмилии есть убеждение, что у детей любого социального происхождения и с любыми физическими данными есть равные права на образование и воспитание. Учителя здесь не наставники и не надзиратели, а соавторы и товарищи в творческих экспериментах. Они не внушают ответы, а стимулируют у детей интерес, признаваясь, что, общаясь с детьми, и сами развиваются.
У философии данной методики несколько современных и справедливых постулатов: любой ребенок заслуживает уважения, как и другие люди. Дети способны контролировать сами свое познание мира. Малыши должны обучаться, контактируя с окружающей средой. В исследуемом совместно пространстве строятся отношения между детьми. Чтобы понять, к чему у ребенка склонности, нужно дать ему возможность проявить себя во всех областях от риторики и танцев до фотографии.