Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики. Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”. Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.
Итак, под аутизмом понимается расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы, которое проявляется в полной отгороженности от мира, расстройстве коммуникации, погружённости в свой собственный мир и трудностях социальной адаптации. Развитие малыша идёт по типу ассинхронии (какие-то сферы психики развиваются очень медленно и отстают от возрастной нормы, а каике-то сферы опережают показатели возрастной нормы).
Причины аутизма
Не до конца ясны причины возникновения аутизма. Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.). Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).
Виды аутизма
В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.
Симптомы аутизма
Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:
- Трудность в установлении коммуникации
— отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех;
— нарушенна реакция на появление и уход матери;
— неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование);
— неумение почувствовать состояние другого человека;
— изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя,
псевдоглухота);
— изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость
в малых дозах);
— не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках. - Наличие страхов
— сверхценные (страх одиночества, высоты);
— связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);
— бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени). - Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.
- Чувство самосохранения снижено.
- Стереотипы
— двигательные (раскачивание из стороны в сторону);
— сенсорные (включение и выключение света);
— вкусовые (сосание чего-либо);
— проприоцептивные (выгибание мостиком);
— речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков). - Нарушение в умственной деятельности
— различные формы умственной отсталости;
— задержка психического развития;
— сохранный интеллект, но развивается парциально. - Нарушение игры
— преобладает игра неигровыми предметами;
— отсутствует произвольность в игре;
— без обучения игра остаётся на уровне манипуляций;
— предпочитают игры в одиночку;
— присутствуют игровые монологи. - Особенности в развитии аффективной сферы
— гипервозбудимость;
— расторможенность;
— агрессивность;
— немотивированные колебания настроения;
— невыраженность эмоциональных реакций. - Нарушение речи
— расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для
общения);
— гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети
начинают говорить сразу фразами;
— нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в
произношении;
— эхолалии;
— мутизм;
— речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в
речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые
неосмысленно;
— страдают темп, ритм, мелодика речи;
— отсроченные ответы на вопросы;
— автономность речи (отсутствие реакции на говорящего). - Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).
От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.
Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера. Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний. Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.
При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее. Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало. Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься. Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни. В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.