Забавно, насколько меньше внимания сейчас уделяется вопросу влияния телевизора, компьютера и других гаджетов на подрастающее поколение. А ведь еще лет десять назад для психологов буквально «свет клином сошелся» на том, какие передачи и сколько допустимо смотреть малышам, школьникам и подросткам. Сейчас же все смирились с тем, что дети, рожденные в ХХI веке, буквально с пеленок осваивают компьютер.
В жизнь современного ребенка уверенно вошли компьютерные игры с впечатляющими графикой и анимацией, эффектами присутствия, режимом 3D, возможностью участия множества игроков и доступностью для бесплатного скачивания. Хорошо это или плохо, и как оценивать влияние новомодных гаджетов на подрастающее поколение?
Из реального мира в виртуальный
Все в жизни имеет свою цену и то удобство, которое привнесли в наш быт электронные устройства, также имеет обратную сторону. О вреде чрезмерного увлечения интернетом можно найти много информации – по иронии, в первую очередь в нем же.
Родители подают своим детям пример во всем: и в хорошем, в плохом. Как ни странно, именно они являются первыми людьми, которые прививают ребенку интерес к планшетам, смартфонам и компьютерам. Гуляя на детских площадках, можно увидеть десятки мамочек, которые без устали разговаривают по мобильному телефону. И малыш, пусть в игровой форме, но полностью копирует поведение своих родителей. И мамино «зависание» в социальных сетях, и папино увлечение «танчиками» подают крохе сигнал — здесь интересно. Ведь как на зло: если учить малыша чему-то полезному, толковому, на это тратится массародительских усилий. А образец расслабляющего поведения считывается ребенком, что говорится, «на лету».
Психологи выяснили, что при погруженности человека в виртуальные развлечения одной из первых страдает эмоциональная сфера. Например, быстро сменяющиеся яркие картинки притупляют способность получать удовольствие от естественных пейзажей. У детей, играющих с планшетом или компьютером, уменьшается потребность в новых впечатлениях, которые они могут получить, гуляя на улице или посещая детские центры развития. В виртуальной реальности и побегать, и поиграть, можно не выходя из дома (и даже не вставая с дивана). Для мамы, которая заняты домашними хлопотами или другими делами это, конечно, удобно. Однако «полезнее для ребенка» и «удобнее для родителя» — часто подразумевает совершенно противоположные стратегии поведения.
Взаимодействуем с умом
Новомодные гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного человека. И с этим фактом приходится мирить всем: и тем, кто за и тем, кто категорически против планшетов, компьютером и другой техники. Для того, чтобы оградить своих чад от чрезмерного увлечения гаджетами, нужно:
- создать детям условия для реальных игр и забав. Даже если мама работает и очень занята – это не повод, чтобы пропустить прогулку. Выйти с малышом на площадку может бабушка или папа (даже после того, как вернется с работы);
- хотя бы изредка принимать в них участие в детских забавах. Взрослым это покажется странным, номаленьких детей надо учить играть. И чем больше разнообразной активности продемонстрируют взрослые ребенку в два-три года, тем проще будет ему играть в дальнейшем самостоятельно или с компанией;
- записать малыша в спортивную секцию, на танцы, на кружок по моделированию и пр. Там он сможет проявить свои таланты и найти новых друзей;
- постараться объяснить ребенку, что компьютер, планшет и телефон нужны не для развлечения, а для работы, учебы, чтобы позвонить папе или бабушке. Ну и конечно, постараться самим не играть при малыше.
Как и всякую дополнительную возможность, всеобщую «гаджетизацию» можно рассматривать как вызов современного мира и проверку на умение с ним справиться. Например, сидя с ребенком в очереди в поликлинике можно и книжку почитать, и с маленькими игрушками поиграть, и во дворе погулять, и с другими детьми познакомиться. А можно просто дать малышу телефон или планшет. Что выберет современная, но любящая и заботящаяся о ребенка мама?