Знакомим с понятиями «время», «неделя», с днями недели;
Закрепляем счет, развиваем память.

Материал для игры.
Календарь, часы.

Ход игры

Зимняя считалочка от Лутони:

    По двору зима идет.
    Завтра будет Новый год.
    В доме аромат сосновый.
    Календарь повешу новый.
    Проживаем день и ночь —
    Лист срываем утром прочь.
    День за днем, недели, месяц,
    Два и три, четыре, пять…
    Месяцев прошло двенадцать —
    Новый год пришел опять.
    Снова в доме дух еловый,
    Начинаем счет по новой!

Взрослый выступает в роли Недельки. Неделька назначает «артистов», которые будут представлять Дни недели — ее детей. Неделька загадывает загадку:

    На стене висят, идут.
    Если встанут, то соврут.
    (Часы)

Дальше Неделька показывает часы и рассказывает:

    На стене часы висят,
    Время измеряют.
    Стрелочки по кругу ходят —
    Время повторяют.

Неделька задает вопрос: «Что такое время?», а потом дает объяснение.

    Время — это то, что длится,
    Что незримое бежит.
    Из минут, часов и суток
    Наше время состоит.
    Промелькнули день и ночь,
    Говорим мы: «Сутки прочь!».
    Сутки сложены в неделю,
    А недели — в месяцы.
    Время то плетется еле,
    А то скачет, бесится.

Неделька показывает календарь и просит отгадать еще одну загадку:

    На стене у нас висит,
    Нам про время говорит.
    Здесь написано «Январь»,
    В нем найдете и февраль…
    Его названье … (календарь).

Неделька ведет свой рассказ дальше.

    Время — нашей жизни схема,
    Время — дней, минуток смена.
    Временной есть инвентарь:
    Часики и календарь,
    Их народ придумал встарь.
    Чтобы время измерять,
    Надо дни недели знать.

Неделька зовет всех ребят в круг, а потом представляет первый день недели.

    Лег я поздно в воскресенье,
    А проснулся в понедельник!
    Понедельник, выходи,
    Хоровод наш поводи!

В центр выходит ребенок, назначенный на роль Понедельника. Неделька комментирует:

    Понедельник каждый знает:
    Он неделю начинает.

Хоровод ходит вокруг Понедельника и поет:

    Понедельник невеселый,
    Понедельник — день тяжелый.
    Отдохнули, погуляли, —
    В понедельник утром встали:
    Надо к делу привыкать,
    Ритм рабочий начинать.

Неделька ведет рассказ дальше.

    Начинаем день второй,
    Забываем выходной.
    Выходи скорей во дворик,
    День второй недели — Вторник!

Понедельник отходит в сторонку. Выходит Вторник. Дети ходят вокруг него и поют:

    Согласится царь и дворник:
    Замечательный день — вторник!
    Много силы и желанья
    Для любого начинанья!

Вторник встает рядом с Понедельником. Неделька называет третий день недели.

    Дней несется череда:
    После вторника — среда.

Среда выходит в центр хоровода, дети поют:

    Мы запомним это навсегда:
    После вторника идет среда.

Вторник кладет руки на талию Понедельника, а Среда — на талию Вторника, они образуют цепочку, которая проходит внутри круга, а потом выходит из круга. Дети останавливаются в сторонке и говорят слова:

    Друг за другом мы идем всегда,
    Не меняем места никогда:
    Понедельник, вторник и среда!

Все повторяют:

    Понедельник, вторник и среда
    Ходят только так,
    А по-другому НИКОГДА!

Неделька продолжает знакомство со своими детками.

    День прошел, среда ушла,
    Четверга пора пришла.
    Он приходит за средой.
    Сын четвертый, мой родной.

Четверг выходит в круг со словами:

    День среды прошел, померк,
    И явился я, четверг.

Хоровод скандирует:

    Среду провожаем.
    Четвертый день встречаем!
    Идет с зонтом на длинной ножке
    Четверг ненастный по дорожке.

Четверг присоединяется к своим братьям-дням и встает за Средой. Выходит в центр Пятница со словами:

    Дождь прошел, прошел четверг,
    Пятый день четвертый сверг.
    За четвертым я являюсь.
    Хоть устала — улыбаюсь.
    Ведь за пятницей — суббота.
    Отдыхаем от работы.

Хоровод декламирует:

    Улыбайтесь все кругом.
    Пятница пришла в наш дом!
    Завтра все мы отдохнем
    От трудов и суеты.
    Пятница, всех лучше ты!

Пятница встает за Четвергом. Суббота появляется внутри хоровода.

    Может быть, кому-то с пятницей
    Расстаться неохота.
    Но должна явиться
    Вслед за нею я, суббота!
    Всех прошедших дней недели
    Младшая сестрица.
    Незаметно ночью темной
    Упорхну, как птица,
    Потому что вслед за мною
    Братец Воскресенье мчится.

Хоровод встречает ее словами:

    Нравится всем нам субботний день,
    День шестой недели,
    Предпоследняя ступень.
    Подожди, суббота, подожди,
    С хороводом вместе походи!

Суббота ходит с хороводом, а потом встает за Пятницей. Появляется Воскресенье. Неделька объявляет:|

    Воскресенье, самый лучший мой сынок!
    Он приходит за субботой, —
    Счастья, солнца островок.

Воскресенье представляет себя:

    За субботой появляюсь
    И хожу за ней, как тень.
    Воскресеньем называюсь.
    Воскресенье — лучший день!
    Я неделю замыкаю,
    Понедельник я встречаю.

Хоровод ходит вокруг Воскресенья и скандирует:

    Воскресенье, воскресенье —
    Лучший в мире день!

Воскресенье встает за Субботой. «Дни недели» образуют цепочку, хоровод смыкается вокруг них. «Дни» в цепочке берутся за руки и декламируют:

    Ходим рядом, но не вместе.
    Строгий мы порядок знаем.
    Мы один другому место
    Без скандалов уступаем!

Хоровод скандирует:

    Понедельник, вторник и среда,
    За средой шагающий четверг,
    Пятница, суббота, воскресенье —
    Вы порядка строгого пример.
    Времени текущего деленье.

«Дни недели» возглашают:

    Живем мы на листках календаря,
    Чтобы каждому помочь
    Свой день прожить не зря.

Отвечай да выполняй

* Запомни дни недели, перечисли и скажи: сколько их?

    Словно место карусели,
    Каждый день одной недели.
    Понедельник — слоник,
    Вторник — резвый коник.
    А среда — юла, волчок,
    А четверг — хромой бычок.
    Пятница — мартышка,
    А суббота — мышка.
    Воскресенье — пестрая корова.
    Понедельник …
    Вспомни снова!

* Посмотри на календарный листочек и нарисуй свой: придумай оформление и напиши цифру своего дня рождения.

* Обведи рисунок часов и цифры по точкам. Сколько цифр на циферблате? Сколько стрелок?

* Выучи считалку:

    Конь гривастый в поле скачет,
    Пес голодный в будке плачет,
    На горе стреляет пушка,
    В доме бьют часы с кукушкой.
    Кто удары не считает,
    Нас сейчас же покидает!

* Нарисуй самостоятельно картинку по тексту считалки.