Мышление является познанием сущности вещей, умением мыслить и рассуждать, обобщать и находить связи между предметами. Мышление у детей проходит в своем развитии три этапа. Первый этап: наглядно-действенный, когда ребенок на практике решает какую-то задачу и выясняет причину и следствие. Второй этап: наглядно-образный, ребенок уже может представить себе, что будет, если он сделает что-либо. Третий этап: словесно-логический, ребенок на этом этапе оперирует сложными и отвлеченными понятиями, выраженными словами, ему становятся доступны такие абстрактные понятия, как пространство и время. Скорость мышления проявляется в том, как быстро человек может решить поставленную задачу, но следует заботиться о том, чтобы мышление было не только быстрым, а еще и эффективным.
Играя в различные игры, фиксируйте время, который ребенок потратил на поиск правильного решения, оно служит показателем скорости его мышления. Детям очень сложно при сравнении нескольких предметов находить сходство, потренируйте их в этом простыми игровыми задачками. Попросите своего ребенка сравнить бабочку и муравья, стул и стол, тетрадь и книгу, молоко и воду, пилу и молоток. Пусть он выделяет наиболее существенные черты сходства и признаки отличий.
Можно поиграть со старшим дошкольником в игру «Отгадай слово», вы называете первый слог какого-то слова, например, мо, ко, ры, ви, да и т.д., а ребенок угадывает, что за слово вы хотели сказать. Маленькому ребенку можно предложить по описанию угадать предмет, для опоры выложив перед ним картинки 3-4 на выбор. А еще можно спросить у своего малыша, как изменится какой-то предмет со временем, чем или кем он будет. Кем в будущем будет гусеница, цыпленок, икринка, мальчик, девочка, ученик? Чем будет мука, желудь, кирпичи, семечко, день, ткань?
Очень полезно для развития скорости мышления выкладывать по порядку серии сюжетных картинок и составлять по ним рассказы. Кроме картинок с логичным сюжетом также можно предложить ребенку рисунки с какими-то противоречиями, нелепицами в сюжете или поведении персонажей рисунка. Пусть малыш найдет эти несуразности и объяснит вам, почему такого не может быть. А можно и просто рассказать ему какую-то историю, включая в нее несколько небылиц. Что-то вроде: «Шла я вчера по лесу. Вокруг машины и автобусы ездят, лодки плавают. Вдруг увидела – гриб на веточке растет, спрятался между зеленых листочков. Я подпрыгнула и сорвала его». Пусть ребенок объяснит, почему так не бывает.