Мамочки, гуляющие со своим ребенком на детских площадках, часто наблюдают такую картину: один ребенок активен и весел, он легко находит общий язык и заводит дружбу с другими детьми. А другой малыш смущенно стоит в сторонке. Он и не принимает участия в общих забавах и предпочитает играть в одиночестве.
Умение дружить – очень важный навык. Поэтому родители всячески пытаются научить своих чад знакомиться с детьми и заводить приятелей. Но что делать, если малыш никак не идет на контакт?
Такие разные характеры
Родителям стоит принять тот факт, что все дети отличаются друг от друга. У них разный характер и темперамент. Малыши-холерики просто не могут находиться в одиночестве. Им всегда нужен компаньон или напарник. Такие дети отлично чувствуют себя в коллективе и с удовольствием посещают детский сад.
Малыши-флегматики совсем другие, они не поспевают за быстрыми холериками. Такие дети медлительны, им сложно сходу понять правила и подстроиться под темп игры. В конечном счете малыши-флегматики теряют к ней интерес. Зато они могут часами сидеть над сложным узором мозаики, заниматься рисованием или другой игрой, которая требует вдумчивости и полной вовлеченности в процесс. Однако флегматикам, как и холерикам, очень нужен детский коллектив. Только осознают они это позже –лишь к 3-4 годам, тогда как более шустрые детки начинают проявлять интерес к своим собратьям уже к полутора-летнему возрасту.
Как научить малыша заводить друзей
Самый простой способ научить ребенка дружить – это ролевая игра. На примере зайчика и мишки можно показать малышу, как познакомиться с другими детьми. Например, зайка пришел на площадку, где гуляет мишутка, он говорит: «Привет!». Пусть малыш возьмет в руки второго персонажа и тоже поздоровается. После этого игрушки разыграют сценку, в которой зайчик спрашивает у новых приятелей имена, представляется сам и предлагает товарищам свою дружбу. Потом можно показать ребенку, как весело игрушкам вместе кататься на качелях или съезжать с горки. Проблема в том, что многие дети действительно не знают, как дружить и с каких слов начать знакомство. При помощи наглядного примера они отлично понимают, что нужно делать.
Многие малыши искренне не понимают, для чего им нужна дружба. Им так хорошо с мамой и папой, зачем нужен кто-то еще? Родители должны рассказать ребенку, как весело играть вместе с другими детьми и показать выгоды от общения со сверстниками. Например, так: «Пока мама занимается другими делами, ты можешь поиграть с Машей. У нее тоже есть кукла. Ты покажешь ей свои платья, а она покажет тебе свои. А ваши потом куклы будут пить чай.»
«Я боюсь» или стеснительный ребенок
Чтобы помочь малышу побороть стеснительность, мама должна быть рядом. Хорошо, если она будет поддерживать кроху в его первых попытках наладить коммуникации со сверстниками. Родителям не стоит ругать своего ребенка и отправлять его самого знакомиться с детьми. Не нужно говорить крохе: «Иди, познакомься с детьми, а я постою в стороне». Трехлетнему крохе может быть страшно, что его не примут в новом коллективе. А рядом с мамой он сразу почувствует себя смелее. Поэтому взрослым просто необходимо поддерживать ребенка и первое время помогать ему знакомиться. А уходя домой с площадки, нужно не забыть попрощаться с приятелями и проанализировать свой новый опыт. Понравилось ли ребенку играть с детьми? Что именно ему понравилось, а что нет?
Для малыша, который достиг 3-летнего возраста, очень важно развивать умение знакомиться и заводить друзей. Это закладывает основы для дальнейшей взрослой жизни. Освоив необходимые коммуникативные навыки, ребенок избежит серьезных проблем в будущем. Даже если во взрослой жизни у него будет лишь 2-3 друзей, что тоже не так уж и плохо (ведь дело вовсе не в количестве, а в качестве отношений), но талант находить общий язык с другими людьми, а также умение избегать конфликтных ситуаций пригодится в любом случае.