Так устроено природой, что все люди разные и неповторимые. Каждый выбирает в жизни свою, близкую ему, роль. Если разобраться, в любом коллективе можно выделить таких людей, которые являются его душой, — это сангвиники. А его движущей силой — холерики. Флегматики составляют совесть коллектива, а мозговым центром будут меланхолики.

Можно ли малышей так же разделить по типу темперамента? Конечно, ведь темперамент – черта врожденная. Его изменить никто не в силах. Появившемуся на свет малышу уже присущ определенный набор свойств нервной системы, который в будущем определит развитие его психики, его характера, способа выражения эмоций, умений овладевать новыми знаниями, склонностей к какому-либо виду деятельности и т.д. Обычно темперамент наследуется от одного из родителей или от обоих в одинаковой степени.

Почему так важно знать темперамент своего ребенка?

Вспомните, как иногда вы начинали сердиться на эдаких копуш, по часу завязывающих ботинки. А не бывало ли так, что вы едва успевали остановить убегающего сына, не дослушавшего и половины того, чего вам хотелось ему рассказать! А слезы по пустякам! А непреодолимое молчание на ваши попытки «достучаться»?

Различия в темпераментах между детьми и родителями иногда приводят к большим конфликтам, если своевременно не понять, в чем проблема. Вы гораздо легче поймете своего ребенка, рассчитаете нужную ему нагрузку, направите и заинтересуете, разовьете его лучшие стороны, сможете в чем-то простить, если определите, какой тип темперамента более соответствует ему.

Темперамент определяет характер ребенка, однако в чистом виде проявляется редко. Чаще в характере преобладают черты одного типа темперамента в сочетании с характерными признаками других. Отсюда – особый стиль поведения и реакции на окружающий мир.

Стоит понаблюдать за своим ребенком и определить, какие черты темперамента более соответствуют ему, определяя поведение в коллективе. Однако не путайте темперамент с невоспитанностью, безответственностью и прочими недостатками воспитания. О темпераменте говорят лишь врожденные особенности: ребенок активный, энергичный, эмоциональный, чувствительный и пр. Увлечения, убеждения и взгляды не зависят от темперамента. От типа темперамента зависят образ действий и манера поведения в окружающей обстановке.

Детки-сангвиники жизнерадостны и общительны. Они отлично контактируют со всеми. Как правило, эти дети легко засыпают и с легкостью просыпаются. Они легко переключаются с одного на другое, а потому недолго помнят о своих обидах. Сангвиники говорят обо всем с восторгом, их речь сопровождается энергичными жестами. Нужно знать, что сангвиник, увлеченный чем-то интересным, может недооценить свои возможности. Такого ребенка надо приучать к терпению, чтобы у него проявлялась сила воли, а оптимизм не превратился в будущем в легкомыслие.

Малыши-холерики не могут сидеть на месте, они первыми будут участвовать во всех проделках. Больше любят шумные и подвижные игры. Их трудно заставить спать. Холерики быстро схватывают новую информацию, но тут же о ней забывают. Разговаривают обычно поспешно и громко. Часто начинают горячиться и доказывать свою правоту. Нужно пытаться снижать скорость его движений, играть с ним в тихие и спокойные игры. Хорошо, если бы у ребенка появилось спокойное увлечение.

Дети-флегматики, в отличие от холериков, предпочитают игры спокойные и малоподвижные. Часто они выбирают роль исполнителей, не проявляя инициативы. Все новое флегматики усваивают медленно, зато надолго. Засыпают такие малыши достаточно быстро, но просыпаются нелегко. Перемены и решительные действия не для них. Ребенка-флегматика всегда нужно заинтересовывать, тормошить, показывать, что жизнь интересна и удивительна. Нужно приложить много усилий, чтобы развить у него любознательность и вызвать устойчивый интерес ко всему окружающему. На помощь придут подвижные и эмоциональные игры. С флегматиком нужно как можно больше общаться и учить его выражать свои чувства.

Дети-меланхолики более замкнуты и необщительны. Они сентиментальны и мнительны, переживают по малейшему поводу. Эти дети быстро устают, а информация ими усваивается ещё медленнее, чем у флегматиков. Разговаривают они тихо и не спеша. Засыпают быстро, но уложить их удается не сразу. Утром легко просыпаются, но не любят ходить в садик или школу. Меланхоликам тяжело привыкать к новой среде, обстановке и людям. Такому ребенку обязательно нужно помочь научиться самостоятельности и стать более решительным. Его нужно настраивать видеть хорошее даже в плохих событиях. Родители должны общаться с ним по душам как можно чаще. Приказания или крики бесполезны.