Благодаря органам слуха, ребенок осваивает звуки и речь. В первую очередь, его внимание привлекает речь матери, направленная к нему. Со временем он начинает понимать смысл ее слов, а затем и сам озвучивает свои первые слова.
Слух маленького ребенка необходимо беречь: нежелательно включать телевизор и музыку громко, необходимо вовремя лечить заболевания органов слуха, не следует повышать голос на малыша. Как правило, на третьем году ребенок уже имеет внушительный словарный запас и начинает разговаривать предложениями. Развитие речи взаимосвязано с развитием воображения и мышления ребенка. Память и мышление – это фундамент, на котором формируются речевые навыки.
С маленьким ребенком желательно больше разговаривать, при этом взрослый должен обращать внимание на собственную речь: произносите слова четко и внятно, без лишней эмоциональности. Не следует общаться с малышом громко и в быстром темпе.
Нарушения в развитии речи у детей возникают из-за следующих проблем: неполноценное развитие фонематического слуха, нарушение развития артикуляционного аппарата, недостаточный словарный запас и сниженный уровень формирования грамматических основ. Если у ребенка нарушено произношение ряда звуков и артикуляция, его речь будет невнятной и невыразительной, чем у сверстников. Лишенная четкости речь иногда связана и с недоразвитием звукобуквенного восприятия и анализа, а также неумением правильно слушать собеседника.
К основным речевым нарушениям относятся: плохо развитое умение различать отдельные звуки по мягкости, твердости и глухости; неспособность вычленить звуки по их месторасположению в отдельном слове; неумение обозначить твердость и мягкость в процессе письма. Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной торможения в приобретении умения словообразования и словоизменения. Недостаточно сформированный лексико-грамматический строй речи у ребенка приводит к тому, что он не грамотно составляет свою речь, путает падежи и род слов, отсутствует правильная грамматическая конструкция предложений.
В конце статьи хочется отметить, что качественный и количественный состав словарного запаса ребенка в большей степени зависит от уровня развития его речевых навыков в целом. Необходимо уделять внимание формированию активного и пассивного словаря у ребенка. Важно научить малыша понимать значение слов и показать, как и когда их следует употреблять в разговорной самостоятельной речи.