С первых часов жизни малыш начинает знакомство с окружающим миром. Сначала наблюдает, слушает, затем узнает через тактильные ощущения, и в этом процессе большая роль отводится игрушке. Игрушки помогут развитию заложенных в ребенке личностных качеств и способностей. Поэтому выбирать игрушку нужно обдуманно. Ее главная роль – помочь в познании мира вещей, человека и природы.

Игрушка должна быть и увлекательной, и развивающей одновременно. И естественно, что в разном возрасте к игрушке должны быть разные требования.

В два-три месяца малышу покупайте яркие цветные игрушки. Они подвешиваются над кроваткой младенца, чтобы малыш мог их рассматривать и следить за их движением. А в четыре-пять месяцев игрушки опустите пониже, чтобы ребенок мог ощупывать их и захватывать ручками. Пусть эти игрушки будут разной формы, цветов, издают при прикосновении разные звуки или световые сигналы. Хороши игрушки с двигательными эффектами. Постоянно обращайте внимание малыша на особенности каждой, называя их. Не завешивайте ребенка большим количеством погремушек, достаточно двух-трех, поочередно меняйте их другими.
Достижением 4-х или 5-ти месячного малютки считается умение хватать игрушку и заниматься ею длительное время. Игрушки могут изображать простейшие образы: бабочку, рыбку, домик, солнышко. Главное действие детей в этот период – исследование различных особенностей предметов (формы, звуков, цвета и т.д.).

Участие родителей, в первых играх малыша обязательно. Малыш внимательно слушает речь взрослого, отвечает на реплики, пытается повторять или реагирует активными движениями с игрушкой.

Когда малыш научится хватать и подолгу играть с подвешенными игрушками, нужно учить его переворачиваться на живот. Например, вы предлагаете ребенку резиновую собачку, лошадку или любимую погремушку, которую малышу удобно удерживать в руке. Ребенок стремится к игрушке – и выполняет нужное действие.

Таким образом, игрушка помогает ребенку быстрее освоить разнообразные движения: самостоятельно поворачиваться с одного боку на другой, садиться, ползать. Для подросшего ребенка, хорошо было бы приобрести детский стульчик со столиком и манеж.

С 7-8-ми месяцев, когда малыш научится ползать, чаще оставляйте его на полу. И помните, что игрушки и предметы должны быть безопасны для малыша, не менее 4 см в диаметре, без мелких деталей, которые можно проглотить. Игрушка не должна иметь острые углы, а ее материал должен быть безопасным для здоровья. Обращайте внимание на то, чтобы краска или лак на игрушках не облазил.

Около года малыш совершает свои первые шажки, и тут игрушки играют немалую роль. В этом возрасте ребенок становится большим исследователем: его интересуют новые вещи, особенно со звуковыми эффектами, издающие треск, грохот, необычные звуки, голоса животных. Малыш усердно разбирает и собирает предметы, вкладывает один в другой, просовывает их в отверстия, открывает и закрывает крышки или различные дверцы. Детям нравится, познавая, действовать. Теперь малышу подойдут механические и заводные игрушки: «клюющая» курочка, передвигающийся медвежонок, мячики, паровозики, шарики.
Взрослым отводится особая роль: называть малышу игрушки, их свойства, объяснять то, что они делают, побуждать малыша к эмоциональному отклику. Ребенок с удовольствием будет рассматривать выразительные игрушки в виде животных. Его будут интересовать различные детали: носик, глазки, яркие части наряда вроде бантика, шляпки.
Когда малыш крепко встанет на ноги, ему понадобятся такие игрушки, которые бы он смог тащить на веревочке за собой или толкать вперед. Ребенку понравится ходить с игрушкой-каталкой, в которой двигаются фигурки и, возможно, даже возникают звуки.

Через игрушки дети знакомятся с миром животных. С этой целью можно приобрести ребенку фигурки различных животных. Их малыш охотно возьмет с собой на прогулку, в ванную, удобно расставит на полу в комнате. При покупке этих игрушек нужно обращать внимание на их свойства: форму, величину, цвет, способность выполнять действия, издавать звуки.
До двух лет, эмоционально-смысловое содержание игрушки, детей не интересует. Им интересно, что можно делать с игрушкой, именно поэтому они, подолгу играют с одним предметом, повторяя одни и те же действия.
Маленькому ребенку интересно узнавать разные свойства одного предмета, например, что кубики не только ставятся один на другой, но их еще можно и приставлять один к другому, складывать в коробочку и закрывать. Обязательно поддержите интерес малыша к разнообразному использованию уже знакомых игрушек и предметов, показывая, что еще можно делать с ними. Кстати, кубики или конструктор для этого возраста, выбирайте по размеру более крупные, чтобы малышу удобно было их держать.