Заниматься творчеством с мамой всегда интереснее. Общее дело сближает, помогает лучше понять друг друга, способствует налаживанию отношений. Заниматься можно чем угодно: рисованием, создание аппликаций, лепкой.
Все это благоприятно сказывается на общем развитии ребенка, способствуют формированию личных качеств. Особенно нравится детям лепить. Ведь по своей природе малыши любят вещества, которые можно смять и размазать. С пластилином они могут возиться часами. Впрочем, есть дети, которые не любят данный материал и даже боятся его. С ними, как правило, возникают проблемы в детском саду, а потом в школе. Познакомить с лепкой, привить любовь, заразить ею детей, подарить ощущение творческого успеха по силам любому родителю.
Создаем условия
Чтобы время прошло с пользой и без лишних заминок, которые отвлекут ребенка от основного дела, необходимо хорошенько подготовиться, все обдумать, обсудить.
• Заранее выберите место для занятия. Не забудьте, что последствия творческого процесса придется устранять вам. На стол положите клеенку или газеты, застелите пол, если на нем лежит, например, ковер.
• Приготовьте 2 доски для лепки (ведь лепить вы будете тоже) и все то, что понадобится для поделки: стеки, скалочки, формочки, палочки, цветную бумагу, природный материал. Пусть у вас под рукой будут тряпочки и влажные салфетки, которые могут понадобиться в любой момент.
• Важно выбрать правильное время. Ребенок не должен быть голодным или уставшим. Лепить лучше в первой половине дня до прогулки и обеда или после тихого часа. Ориентируйтесь на режим дня ребенка. Мама также не должна никуда торопиться. Делать одновременно еще какое-то дело, например, гладить белье или штопать носки, также не годиться. Ребенок должен видеть вашу увлеченность и заинтересованность процессом.
• Хорошее настроение – залог успешной работы. Вряд ли ребенок будет любить лепку, если мама во время занятия все время сердится, делает замечания и ворчит.
Материалы для лепки
Определитесь, из чего вы будете лепить.
• Соленое тесто. Отличный материал для самых маленьких. Тесто мягкое и пластичное. Оно безопасно, его можно даже попробовать на язычок. Вот только конечный результат придется подождать. Ведь поделку нужно будет еще испечь в духовке, а потом раскрасить красками.
• Обычный пластилин. Чтобы он стал мягким, его придется подогреть на батарее или размять в руках. Зато лепить можно все, что угодно. Пластилиновые поделки недолговечны и непрактичны.
• Затвердевающий пластилин. Поделки из него засыхают на открытом воздухе, использовать этот материал повторно не получится. Но зато готовыми игрушками можно играть, а слепленные сувениры, покрытые лаком, будут долго напоминать о творчестве малыша.
• Шариковый пластилин. Необычный, но достаточно популярный материал. Чтобы получилась поделка, потребуется определенная сноровка. Подходит он детям постарше. Впрочем, скатать шарить или колбаску сможет и малыш.
• Глина. По своим качествам она напоминает соленое тесто. Главное, чтобы ее было много. Тогда малыш получит большое удовольствие от процесса. Глина хорошо сочетается с разными природными материалами.
Безусловно, это не весь список материалов, пригодных для лепки. Еще лепить можно из воска, марципана, запекаемой пластики и т.д. Выбор за вами. Подумайте, из чего бы вы сами хотели полепить, а потом предложите материал детям.
Распределение ролей
Как правило, дошкольники не способны творить по собственному замыслу. Им обязательно нужна идея, толчок. Вот тогда они могут в полной мере проявить свои творческие задатки. В данном случае роль мамы ясна. Она должна придумать поделку, объяснить и показать, как слепить, помочь, подсказать. На помощь маме придут различные книги и детские сайты. Чем меньше ребенок, тем больше инициативы со стороны взрослого помощника. Ваша задача — заинтересовать, вселить чувство уверенности, подтолкнуть к успеху. Ваша организованность, способность находить компромисс, добиваться цели станут примером для подражания малыша.
Дети постарше сами могут стать руководителями проекта. Пусть учатся организовывать, решать проблемы. Мама – лучший подчиненный, ведь она лучше других знает своего ребенка и может подыграть ему.
Итак, все готово. Осталось окунуться в творческий процесс и получать от него удовольствие.