Как бороться с медлительностью ребенка? В чем причина?
Нам все время приходится торопиться, особенно по утрам: нужно покормить малыша, собрать и отвести в детский сад или дать указания няне, что приготовить на обед, да еще привести саму себя в порядок и не опоздать на работу. Ритм взрослой жизни «захлестывает» ребенка как цунами. Этот ритм для него совершенно не органичен. Немудрено, что малыш пытается протестовать доступными ему средствами, а именно — тормозит наш бег по жизни.
Он ни минуты не сидит на месте. Но тормозит в самый неподходящий момент.
Дети поражают нас своей двигательной активностью. Они любопытны, эмоционально всеядны (их интересуют одновременно и игрушки, и книжки, и мультики, и то, что происходит за окном, и то, что происходит на кухне в квартире), способны впитывать невероятное количество информации.
Другая сторона детской жизни – природный консерватизм — призвана уравновешивать калейдоскоп изменений, возникающий в результате стремительного развития дошколенка. Ребенок привязан к привычной среде, к людям и предметам, к установившимся правилам; у него существует потребность повторять одни и те же действия много раз, доводя их до ритуала: на ночь читаем эту книжку, а не другую; при прощании целуемся два раза в щечки; в кроватку берем эту игрушку, другая не поможет заснуть. Защитная функция детского консерватизма состоит в том, чтобы создавать «островки стабильности», помогающие ребенку ориентироваться в мире, где все постоянно течет и меняется. Малыш отрабатывает свои умения и навыки — настойчиво, раз за разом повторяя однажды освоенные действия и доводя их до совершенства, до автоматизма. Для этого ему нужно время.

Уважайте медленный ритм жизни ребенка

Мария Монтессори, изобретательница одной из известнейших педагогических систем воспитания, призывала «уважать медленный темп жизни ребенка»: только вне спешки ребенок может развиваться нормально. Под нормальным развитием подразумевается развитие самостоятельности малыша — бытовой, интеллектуальной, игровой. Взрослый требует, чтобы малыш одевался быстро. Это для него трудно и противоестественно. Однако, отстаивая свое право на самостоятельность, ребенок возражает против попыток взрослого ему помочь. Он не может, есть быстро и будто бы лениво подносит ложку ко рту, но не разрешает себя кормить. И правильно делает: отказ есть самостоятельно — сигнал внутреннего неблагополучия.
Конечно, в спешке мы склонны раздражаться на ребенка. Но раздражение можно погасить, понимая, что стоит за протестами сына или дочки.

Как подстроиться под его ритм?

Старайтесь выделять время на любые сборы с некоторым запасом. Не будите ребенка в последний момент. Лучше поднять его на двадцать минут раньше, чем потом дергать и тормошить.
Начиная с трех лет, с ребенком уже можно обговаривать «временные затраты» на то или иное дело — с помощью песочных часов, например. Можно заключать «пари», сколько времени понадобится, чтобы раздеться, поесть, умыться и т. д. Необязательно привязывать это к выходу из дома. Упражнения на ориентацию во времени поначалу должны носить профилактический характер.
Выделяйте в течение дня «временные зоны неторопливости»: в эти полтора-два часа вы не будете ни в чем подгонять ребенка. Например, перед сном.
Прекрасным помощником станет летний отпуск. Это период, когда мы меньше всего склонны дергать детей и подвергать их пытке спешкой: пусть он делает это медленно, но сам. Большего и не надо для «успешной социализации»: возможности действовать самостоятельно, и при этом не торопиться.

Наши ошибки

• Нервные призывы «Давай быстро», «Торопись», «Не тормози» вызовут у ребенка обратную реакцию. Скажите иначе — «Мы очень спешим», «У нас мало времени». Не факт, что ребенок поймет, о чем речь, но здесь важнее форма.
• Не делайте все за малыша, когда вы спешите. Хотя это большое искушение — быстренько убрать игрушки на места, быстренько «упаковать» его в кофточку-джинсы-ботиночки и т. д.
• Не волочите ребенка по улице быстрее, чем он может идти. Ему сложно успевать за взрослым шагом. Если действительно очень спешите, посадите малыша в прогулочную коляску или возьмите на руки.