В детстве все дети обладают подвижностью, живой мимикой, часто меняющимся настроением, впечатлительностью и излишним вниманием ко всему новому. Если у вашего ребёнка эти качества и свойства нервной системы чрезмерно заострены и повышены, то можно заочно поставить ему диагноз “минимальная мозговая дисфункция”. Этот термин получил своё распространение в 1960-х гг. В то время его применяли по отношению к детям, испытывающим трудности в обучении, а также страдающим ярко выраженными расстройствами поведения.
Оглавление:
ММД — что это?
Причины возникновения мозговой дисфункции
Влияние ММД на развитие ребенка
Рекомендации и коррекция ММД
Видео: Неврология у здоровых детей — Доктор Комаровский
ММД — что это?
Минимальная мозговая дисфункция – это один из видов нервно-психического нарушения в детском возрасте. Это нарушение встречается у 5% дошкольников и у 20% школьников.
Основные симптомы ММД – расторможенность внимания, повышенная возбудимость и подвижность. Ребёнок не может усидеть на месте больше пяти минут. Ему постоянно нужно куда-то бежать, стремиться. Почему? Внимание такого ребёнка очень быстро истощается, из-за чего возникает утомляемость, которую он снимает двигательной активностью. Такого малыша привлекают яркие предметы. Но из-за повышенной утомляемости внимание малыша пресыщаемо, что мешает организовать произвольную деятельность. Поэтому, поиграв машинкой три минуты, ребёнок тут же её бросает и хватается за новую игрушку. Дети с ММД очень непоседливые, беспокойные, шумные. Заводя окружающих детей, они часто становятся причиной драк и шутовских выходок.
Причины возникновения ММД
ММД возникает из-за нарушений в структуре головного мозга ребёнка. На появление таких нарушений влияет множество причин, которые можно разделить на пренатальные (до родов), натальные (в процессе родов) и постнатальные (после родов). В первые три месяца, когда у плода начинает закладываться нервная система, любая вредность может вызвать патологию. К подобным вредностям относятся не только перенесённые матерью во время беременности инфекции (корь, скарлатина, грипп и т.п.), но и употребление алкоголя, наркотиков, антибиотиков из группы “циновые”, а также курение. Ушибы и падения, которые травмировали область живота, несовместимость по резус-фактору, угрозы выкидыша, нарушения в обмене веществ и сердечно-сосудистые болезни матери также негативно скажутся на ребёнке. Кроме того, плохая экология, повышенная радиация, химические отравления отрицательно влияют не столько на женщину, сколько на находящегося в животе малыша. Эти факторы представляют опасность для плода на протяжении всего периода беременности, но особую вредность они несут в первые три-четыре месяца, когда формируются органы и функциональные системы.
К причинам ММД, возникающим в процессе родов, относятся: слишком быстрые или слишком затянувшиеся роды, передозировка наркоза при кесаревом сечении, неудачное наложение щипцов, асфиксия и травма позвоночника у новорождённого. Если возникшее у ребёнка нарушение связано с натальным периодом, то в какой-то степени это связано с непрофессионализмом врачей.
К причинам, негативно влияющим на работу мозга после рождения, относятся инфекционные заболевания, операции, сопровождающиеся длительным и сильным наркозом, сотрясения мозга, ушибы и травмы головы, болезни сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушения в обмене веществ, соматическая ослабленность малыша. Это основные причины, вызывающие нарушения в работе мозга.
Влияние ММД на развитие ребенка
Поскольку при ММД задерживаются в своём развитии все системы мозга, то это негативно отражается на всех познавательных процессах ребёнка: на памяти, мышлении, внимании, восприятии, речи. Также страдает общая и мелкая моторика ребёнка. Малыш неловок, неуклюж, он постоянно ёрзает на месте, вертится. Проблемы возникают и в эмоционально-волевой сфере: дети с ММД раздражительны, плохо адаптируются к сменяющейся ситуации, не понимают, какая дистанция должна быть при общении со взрослым.
Несмотря на повышенную разговорчивость, у ребёнка, страдающего минимальной мозговой дисфункцией, наблюдаются нарушения речи. Вредности, приводящие к из
менениям в структуре головного мозга, негативно влияют на центр Брока и центр Вернике, отвечающих за воспроизведение и восприятие речи. Первые слова и фразы появляются на 5-10 месяцев позже, чем в норме. При адекватном обучении активный и пассивный словарь детей обогащается, и к 6-7 годам их бытовая речь приходит в норму. Однако, суженный словарный запас проявляется в условиях монологической речи (пересказ прочитанного, рассказ на определённую тему, рассказ по картинке). В таких ситуациях употребление слов оказывается неточным, речь обычно состоит из глаголов и существительных, ребёнку трудно образовывать новое слово от знакомого (например, вместо “море” малыш может сказать “моренька”). Речь ребёнка смазанная, нечёткая. Предложение строится крайне примитивно, слова переставляются местами, вместо рассказа по картинке, ребёнок просто перечисляет нарисованные предметы. Малыш испытывает трудности при понимании конструкций в творительном и родительном падежах (например, “возьми вилкой макароны”, “сын отца”), словосочетаний, отражающих временные и пространственные характеристики, вызывают недоумение предложения с необычным порядком слов (“Маша догнала Петю. Кто самый быстрый?”), а также сравнительные конструкции (“Серёжа старше Вани, но младше Пети. Кто самый старший?”).
Всё вышеперечисленное приводит к тому, что у детей появляются трудности при обучении чтению. Детям сложно соединять буквы в слово, они переставляют буквы местами, путают их по внешнему виду, темп при чтении замедлен. В результате ребёнок просто теряет интерес к чтению, заменяя его рассматриванием иллюстрированных книжек. Иногда наряду с этой симптоматикой у ребёнка может присутствовать брадилалия, тахилалия, ОНР в различной степени и заикание. Частым спутником ММД является косноязычие, доходящее до готтентотизма ( когда речь абсолютно непонятна). У детей с ММД нарушенной оказывается не только устная, но и письменная речь. Дети пишут слева направо, в письме присутствует зеркальность, замены, пропуски, перестановки букв и слогов, встречается слитное написание слов, неверный перенос слогов, дети путают строчные и заглавные буквы. Из-за нарушения внимания ребёнок просто не видит эти ошибки и поэтому не исправляет их.
Рекомендации и коррекция ММД
Если в школьном возрасте на первый план у ребёнка с ММД выступают трудности в поведении и обучении, то в раннем и дошкольном возрасте ММД – проблема неврологического характера. Чем раньше будет начата коррекция ММД, тем легче будет ребёнку в дальнейшем. Каждому родителю важно понимать, что поведение ребёнка не является умышленным, а вызвано тяжёлым нервно-психическим нарушением. Поэтому в доме должна царить спокойная, умиротворённая обстановка без крика, излишнего шума и ссор. Это поможет сгладить напряжение, периодически царящее вокруг малыша. На пользу ребёнку пойдут ежедневные прогулки и физические упражнения. В воспитании нужно придерживаться средней линии: никаких наказаний, но минимум вседозволенности. Следует давать ребёнку поручения (но не больше одного), так у него выработается ответственность за свои поступки и навык регуляции поведения. Важен чёткий режим дня: ребёнок должен ложиться и вставать в одно и то же время. Малышу с ММД важно высыпаться: это ослабит его и без того излишнюю возбудимость.
Следует ограждать малыша от мест скопления народа и не торопиться отдавать в садик или в гимназию. Некоторым детям прописывается лекарственная терапия: специально подобранные лекарственные средства улучшают внимание, избавляют от чрезмерной двигательной активности. Чтобы исправить ребёнку речевые нарушения, нужно обязательно обратиться к логопеду. Он составит индивидуальную коррекционную программу и даст свои рекомендации.
Видео: Неврология у здоровых детей — Доктор Комаровский
Дома же для улучшения речи родителям нужно чаще общаться с ребёнком, их речь должна быть чёткой, спокойной, выразительной. Полезно читать ребёнку книжки. Беседуя по поводу прочитанного, прививать интерес к процессу чтения. Следует проводить пальчиковую гимнастику и упражнения на развитие общей и мелкой моторики (застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровки, перебирание бисера и т.п.), а также учить правильно держать карандаш. Это подготовит руку малыша к письму.
Каким бы сложным ни было нарушение, важно помнить, что любовь и забота близких играют решающую роль в процессе коррекции.