Нужно ли малыша учить, где левая и правая рука, где вверх, а где низ? Некоторые родители думают, что эти житейские истины ребенок со временем освоит сам. На деле оказывается, что многие первоклассники совершенно не умеют ориентироваться в пространстве, им, например, сложно выполнить графический диктант. В среднем звене возникают проблемы в обучении геометрии, физики, географии. Да и многие взрослые плохо ориентируются в картах, схемах, испытывают трудности в вождении автомобиля. Поэтому учить ребенка ориентироваться в пространстве следует с раннего возраста, когда легче усваиваются основные понятия и представления.

Где носик, где глазки?

Педагоги советуют знакомить малыша с пространственными представлениями относительно частей тела. Годовалый ребенок с удовольствием покажет, где глазки, носик, ручки, ножки. Конечно, ему еще трудно запомнить, где правая рука, и где левая нога. Но слова направо-налево, вверх-вниз, вперед-назад в различных вариациях должны быть ему знакомы. Например, во время купания называйте правую и левую ручку, которую сейчас моете. Просите его повернуть к вам спинкой и скажите, что сейчас потрете мочалкой его сзади. Конкретные части тела уместно называть, когда одеваете или переодеваете малыша, занимаетесь с ним или делаете массаж, играете в песочнице.
Чтобы убедиться, что ребенок усвоил названия частей тела, поиграйте с ним. Задавайте ему вопросы, и пусть показывает на себе, маме или кукле.

Разное положение вещей

В 4-5 лет ребенок активно продолжает осваивать пространство. Он понимает и использует слова и предлоги: вверху, внизу, посередине; внутри (в), снаружи, около (у); слева, справа, посередине; над, на, под. На прогулке поиграйте в игру «Далеко-близко». Просто называется видимые сооружения, предметы, определяя их местоположение. Развернитесь на 90 или 180˚ и назовите положение тех же самых предметов. Поиграйте в прятки. Спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, следуя вашим инструкциям типа «поверни направо, сделай два шага, пройди вперед, поверни налево, развернись и т.д.
Рассматривая картинке в любимой книжке, задавайте вопросы, ответы на которые содержали бы предлоги над, под, на и т.д.

В ограниченном пространстве

Ребенка 5-6 лет следует учить ориентироваться на листе бумаге. Вначале рассмотрите лист, покажите верх, низ, левый и правый край, середину. Затем потренируйтесь изображать, например, фигуры в разных частях листа: справа, слева, внизу, вверху и т.д. Попробуйте нарисовать орнамент по образцу, на память или придумайте его сами. Познакомьте ребенка с понятием симметрии, оно пригодится ему уже в первом классе. Рисуйте и проговаривайте местонахождение элементов. Для формирования пространственных представлений полезно играть в мозаику, разгадывать лабиринты, рассматривать настоящие карты и глобусы.

Клеточки-линеечки

Перед поступлением в школу начните осваивать тетради в клетку и линию. Клеточки можно обводить, раскрашивать, заштриховывать. Научитесь делать графические диктанты, называя каждый шаг с использованием порядковых числительных и слов «вниз», «вверх», «влево», «вправо». Интересно заниматься по книгам из серии «Рисуем по клеточкам и точкам». Задания не только закрепят умения ориентироваться в пространстве, но и благоприятно скажутся на развитии мелкой моторики, мышления, внимания. Рисуйте слева направо, не выходя за линии границ, тем самым усваивая законы письма.
Старшие дошкольники любят играть в «Крестики-нолики» и другие игры на бумаге. Познакомьтесь с шашками и лото.
Не забывайте о подвижных играх. Дети с интересом пойдут искать клад по карте-схеме. Им нравится играть с мячом, в том числе в футбол и волейбол. Навыки ориентирования пригодятся и для езды на велосипеде, и овладению всевозможными видами спорта.