Пальчиковые игры с ребенком
Речь и мелкая моторика тесно взаимосвязаны между собой. Чем лучше работают пальцы, тем легче ребёнку освоить речь. Что помогает развить моторику руки? Физкультура, музыкальная ритмика, аппликация, лепка, рисование положительно влияют на формирование моторики. Но кроме них существует и пальчиковая гимнастика, или игры с пальчиками. Движения пальчиками, совершаемые ребёнком, сопровождаются проговариванием потешек, считалок, стихотворений. Именно при помощи пальчиковой гимнастики педагоги проводят физкультминутки, позволяя детям отвлечься от аппликации или рисования, размять ручки, снять усталость и напряжение. Такие игры подготавливают руку малыша к письму, улучшают координацию, обогащает сенсорный опыт ребёнка, активизирует мыслительную деятельность. Пальчиковые игры позволяют гармонизировать движения тела и органов речи. Пальчиковую гимнастику можно использовать не только в качестве физкультминутки, но и сделать из этих упражнений отдельное занятие.

К пальчиковым играм существуют определённые требования, рекомендации:

  1. перед началом упражнений создать у детей положительный эмоциональный настрой, разогреть пальчики лёгким поглаживанием;
  2. каждое упражнение выполняется по 3-5 раз, начиная с правой руки;
  3. педагог должен демонстрировать пальчиковые упражнения и свою заинтересованность, вовлечённость в игру;
  4. педагогу следует наблюдать, чтобы дети выполняли предложенное упражнение без напряжения, правильно и точно;
  5. указания даются спокойным голосом, без лишних слов;
  6. детям, у которых не получается упражнение, оказывать индивидуальную помощь;
  7. слова произносимого текста должны чётко соотноситься с движениями;
  8. не забывайте об индивидуальном подходе к каждому ребёнку и о принципе “от простого к сложному”;
  9. через неделю разученные пальчиковые упражнения заменяйте новыми, чтобы у детей не терялся интерес;
  10. в играх должны использоваться упражнения на расслабление, сжимание, растяжение, наиболее эффективны те, в которых сочетаются разнотипные движения рук.

К каждой возрастной категории при обучении пальчиковой гимнастики применяется определённый подход. Педагогу важно знать о возможностях отдельного возраста. Так, детей 2-х лет следует познакомить с рукой, её строением, названиями пальчиков. Затем малышам показывают иллюстрации и просят изобразить пальчиками, как делается то или иное движение (например, как зайка шевелит ушами). Малыши от 2-3 лет могут выполнить простые элементы из пальцев одной руки (колечко, коза, домик и т.п.). Иллюстрации им уже не требуются, но помощь взрослого необходима. Обязательно побуждать к звукоподражанию. Дети 3-4 лет могут действовать двумя руками поочерёдно. Они способны долгое время сохранять определённое положение рук, сопровождая его потешкой, считалкой. Малыши 4-5 лет создают фигурки из пальцев обеими руками поочерёдно и одновременно, а также обеими руками, совмещая пальцы. В 5-7 лет дети могут то же, что и в 4-5 лет, но ко всему этому добавляется умение использовать при построении фигуры из пальцев дополнительные материалы (шар, карандаш и т.п.).

Пальчиковые игры делятся на группы, каждая из которых имеет своё назначение.

  1. игры-манипуляции направлены на развитие воображения: “Сорока-белобока”, “Пальчики пошли гулять”, “Пальчик, пальчик, где ты был?”
  2. сюжетные упражнения обогащают сенсорные опыт и словарный запас ребёнка: “Ёлка”, “Гриб”, “Цветочек распускается”, “Домик”. Дети с помощью пальчиков изображают животных, растения, мебель и т.п.
  3. пальчиковые упражнения, сочетающиеся со звуковой гимнастикой, способствуют развитию правильного произношения. Малыш соединяет пальцы рук или сжимает их, параллельно проговаривая определённые звуки.
  4. кинезиологические упражнения, разработанные И. Деннисоном, помогают компенсировать работу левого полушария мозга. К ним относятся: “Ухо-нос”, “Кулак-ладонь-ребро”, “Рисование воздушной восьмёрки”.
  5. упражнения, сочетающие самомассаж кистей и пальцев рук (разминание, растирание, пощипывание, разминание). Ребёнок имитирует движения при надевании перчатки, засолки капусты, мытье рук. В таких упражнениях полезно использовать массажный мячик, каштан, грецкий орех.
  6. “театр в руке” позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, развивает внимание, память. Например, “Осьминожка”, “Сказка”, “Бабочка”.

Игры с пальчиками – это не только педагогическое средство, но и способ взаимодействия матери с ребёнком. Когда мама берёт своего ребёнка на руки, поглаживает его пальчики, растирает, разминает, малыш испытывает приятные ощущения и радостные эмоции. Особенно такие упражнения полезны для мамочек, у которых имеются трудности установления контакта со своим чадом.