Пассивный словарь включает в себя те слова, значения которых ребёнку понятны, но эти слова ещё не употребляются. В раннем возрасте, когда понимание речи опережает произносительные возможности, важно обогащать пассивный словарь малыша. Основными задачами логопедической работы по расширению пассивного словаря являются:
- Учить отыскивать предметы по характерному речевому и неречевому звучанию;
- Формировать фонематический слух;
- Совершенствовать умение внимательно слушать инструкцию взрослого и выполнять её;
- Учить понимать сложные предлоги (из-за, из-под) и различать их (под – из-под);
- Обогащать словарь признаков, предметов явлений, действий;
- Расширять и уточнять представления о предметах окружающей среды, их признаках;
- Учить пониманию рифмованных стихов с опорой на картинку.
Логопеду в своей работе следует использовать слова, обозначающие знакомые ребёнку предметы, явления, признаки, действия. Речь логопеда должна быть правильной, чёткой, различной по интонации, силе, темпу, ритму, состоять из 2-4 слов. Важно закреплять слова во фразах, словосочетаниях, повторять их по несколько раз в течение одного занятия и закреплять на последующих занятиях. Нельзя употреблять слова с абстрагированным, чрезмерно обобщённым значением.
Список рекомендуемых для запоминания слов по темам.
1) Существительные:
-Игрушки (юла, мяч, кукла, машина, зайка и др.);
-Части тела (рука, нога, глаз, шея и т.п.);
-Одежда, обувь (платье, майка, носки, сапоги и т.д.);
-Мебель (диван, стол, шкаф, стул и др.);
-Дом, квартира (кухня, туалет, ванная, стена, пол, потолок и т.п.);
-Овощи и фрукты (огурец, морковь, картошка, лук, апельсин, яблоко, грушка и
т.д.);
-Растения (куст, дерево, трава, цветы и др.);
-Названия животных и птиц (кошка, голубь, ворона, воробей, собака и т.п.);
-Явления окружающей жизни (день, ночь, утро, вечер, дождь, снег, вода, земля и
др.).
2) Глаголы:
-Действия ребёнка (кушать, спать, пить, идёт, сидит, умывается, одевается,
купается и др.);
-Названия действий родителей и близких людей (пишет, гуляет, варит, читает,
смотрит телевизор и т.п.);
-Другие действия (листья падают, птицы летают, собаки лают, кошки мяукают).
3) Прилагательные, наречия:
-Названия ощущений (сладкий, кислый, горький, больно, тепло, жарко, холодно и
др.);
-Названия формы, цвета, величины (большой, маленький, красный, зелёный, синий,
жёлтый, оранжевый, круглый и т.п.).
3) Бытовые слова: дай, на, да, нет, там, тут, вот, хорошо, тихо, ай-ай-ай, баю-бай,
привет, пока, один.
Знакомство с этими словами проводится в игровой форме. Важно заинтересовать ребёнка и подключить к усвоению материала все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, двигательный. При усвоении темы “Продукты питания” можно устроить куклам чаепитие, а для запоминания слов по теме “Части тела” – помыть кукол в ванной. Слова должны быть связаны с наглядным образом. Иногда можно пользоваться упрощёнными словами (машина – би-би; собака – гав-гав). Не стоит поощрять ответы детей жестами.
Для обогащения пассивного словаря логопеду полезно проводить следующие игры:
1) “Прятки”. Эта игра расширяет пассивный словарь по теме “Игрушки”. Логопед приносит куклу Машу и говорит, что она плачет, потому что её друзья потерялись в этой комнате (предварительно на стуле, на полу, под столом прячутся различные игрушки. Но ребёнку они должны быть хорошо видны). Вместо игрушек можно применять картинки. Логопед даёт малышу инструкцию: “Аня, найди мишку, а теперь куклу, принеси Маше зайца и т.п.”
2) “Покажи картинку”. Упражнение проводится на ковре. Перед ребёнком раскладываются картинки. Называйте картинку, а ребёнок должен указать на неё пальчиком.
3) “Покажи отгадку”. Перед малышом раскладываются картинки по разным лексическим темам. Логопед даёт инструкцию : “Покажи, что нельзя кушать; покажи рыжего зверя; покажи, чем едят суп и т.п.”
4) “Отгадай загадку”. Игра проводится на ковре. Перед ребёнком лежат различные игрушки. Логопед даёт их описание (например, красный, круглый, скачет вскачь), ребёнок должен указать на игрушку.
5) “Выполни команды”. Игра помогает расширить глагольный словарь. Логопед проговаривает различные команды : ”стой, иди, прыгай, беги и т.п.” А ребёнок должен их выполнить.
6) “Кто что делает на фотографии?”. Логопед просит родителей принести фотографии, на которых малыш и его родители производят различные действия. Фотографии раскладываются перед ребёнком, и даётся инструкция: “Покажи, где мама кушает; покажи, где Ваня спит и т.п.”
7) “Много-мало”. Перед малышом раскладываются картинки с изображением одной бабочки и трёх бабочек; одного мяча и нескольких мячей. Даётся инструкция: покажи, где бабочка, а где бабочки? Покажи, где мяч, а где мячи?
8) “Большой-маленький”. Это упражнение помогает сформировать понятие о величине предметов. Ребёнку поочерёдно предъявляют парные игрушки различной величины: большой и маленький мячи. Инструкция: покажи большой мяч, а маленький?
9) “Что где лежит?”. Цель – научить понимать значения предлогов на, под, в , около. На стол ставится коробка с крышкой, в неё кладётся игрушку, затем на неё, потом около коробки ставят игрушку и под коробку. Каждое действие сопровождается речью: вот шарик, я кладу его на коробку и т.п. Затем ребёнку даётся инструкция: а теперь ты положи зайку около коробки, на коробку и т.п.
Что посоветовать родителям для обогащения пассивного словаря их ребёнка?
Постоянно говорить с ребёнком, обсуждая режимные моменты, бытовые ситуации, игры, окружающий мир. Нужно не только отвечать на вопросы малыша, но и самим комментировать ситуации и задавать вопросы. Говорить нужно короткими предложениями, эмоционально, использовать разные интонации, задавая вопросы, делайте паузы, чтобы ребёнок смог подумать и ответить. Незнакомые слова повторяйте часто и в разных ситуациях;
В нём можно описывать любимые ребёнком игры и те, которые Вы собираетесь с ним проводить. Важно проставлять плюсики рядом со словами, которые усвоил ребёнок. Такой дневник ярко отразит динамику развития речи;