Содержание:
Что это — Ринолалия
Закрытая форма ринолалии
Открытая форма ринолалии
Этапы коррекции
Что это такое — Ринолалия?
Ринолалия – это нарушения темпо-ритмической и произносительной сторон речи из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Дети с ринолалией с раннего возраста находятся под присмотром педиатров, ортодонтов, хирургов. При ринолалии страдает лепетная речь, ребёнок начинает позже говорить, устная речь бедна, грубо нарушена фонетическая сторона. Недостающие движения артикуляционного аппарата компенсируются напряжением мимических мышц, сдвигом корня языка в сторону и т.п. В школьном возрасте нарушения в устной речи перерастают в дисграфию и дислексию.
Формы ринолалии
Существуют две формы ринолалии: закрытая и открытая.
Закрытая форма ринолалии
Закрытая возникает из-за гипертрофии слизистой носа, полипов, опухолях, аденоидов, фибром, искривлении носовой перегородки. При закрытой ринолалии носовой резонанс сильно понижен. Поэтому звуки М, М?, Н, Н? произносятся как Б, Б?, Д, Д?. Гласные же имеют мёртвый оттенок. Закрытая ринолалия бывает двух видов: функциональная и органическая. Возникновение функциональной ринолалии связано с недостаточным подъёмом мягкого нёба при фонации. При этом, проходимость носовых путей не нарушена. Поднимаясь выше нормы, нёбо закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Чаще всего функциональная закрытая ринолалия имеет место у детей с невротическими расстройствами. Органическая закрытая ринолалия возникает из-за непроходимости носовых путей (опухолей, полипов, аденоидов и т.п.) и устраняется хирургическим вмешательством.
Открытая форма ринолалии
Открытая ринолалия появляется из-за анатомо-физиологических дефектов мягкого и твёрдого нёба, губ, альвеолярного отростка. У таких детей затруднён процесс сосания, глотания, снижен иммунитет: наиболее восприимчивыми они становятся к заболеваниям дыхательных путей, анемии, рахиту, воспалениям среднего уха. Особенно страдает произношение гласных И, У, меньше всего искажается звук А. Шипящие и фрикативные сопровождаются хриплыми призвуками, взрывные, а также Р и Л получаются нечёткими. Открытая ринолалия делится на органическую и функциональную. Органическая бывает врождённой и приобретённой. Врождённая возникает из-за дефектов мягкого и твёрдого нёба, а приобретённая из-за повреждения ротовой и носовой полостей, парезе. При функциональной открытой ринолалии артикуляция мягкого нёба вялая. Также этот вид ринолалии возникает из-за длительного ограничения подвижности нёба, истерии.
Этапы коррекции ринолалии
Дошкольники с ринолалией получают помощь в поликлиниках, специальных дошкольных учреждениях. Коррекционный логопедический процесс проходит в несколько этапов.
Первый этап
На первом этапе совершают массаж мягкого нёба. Поглаживающие движения сочетаются с надавливаниями, можно произносить звук А. Гимнастика для нёба заключается в имитации зевания, глотания, покашливания. Высоким тоном полезно произносить гласные по отдельности, а затем в ряду А, О, У, Э на ротовом выдохе. В случае операции такие упражнения проводят и в дооперационный период и после него.
Также на этом этапе важна работа над правильным дыханием. Осуществляется она с помощью игровых упражнений: сдувание ваты, бумаги со стола и т.п. Следует начинать с лёгких упражнений: задувание свечи на расстояние 15 см, сдувание ваты с ладошки. Постепенно это расстояние увеличивать. Если ребёнок совсем плохо чувствует воздушную струю, то можно засунуть ему в нос неспресованные комочки ваты. Если воздух направлен в нос, то они вылетят. Это поможет малышу контролировать воздушную струю.
Подобному контролю способствует упражнение буря. Дайте ребёнку трубочку и бутылку с водой. Дуя в трубочку с разной силой, он будет видеть пузырьки воды. Надувание шарика и гармошка – наиболее сложные для детей упражнения. Поэтому их следует проводить, когда малыш научится выполнять вышеописанные задания.
Из-за патологических особенностей речевой артикуляции важным направлением коррекционной работы является развитие речевой моторики. Полезна артикуляционная гимнастика губ, щёк, языка.
Упражнения для губ и щёк: надувание и втягивание щёк, сосательные движения, оскал, вытягивание губ широкой и узкой воронкой и др.
Упражнения для языка: облизывание губ, высовывание языка жалом, движения высунутым языком в разные стороны, делаем язык лопаточкой и др.
Второй этап — Работа со звуками
На втором этапе логопед проводит работу со звуками. Всё начинается с беззвучного произнесения гласных с переходом к громкому артикулированию. Гласные звуки проговариваются на выдохе, начиная с одной. Постепенно их количество увеличивается до 2-3. Иногда для более чёткого произнесения нос ребёнка зажимают пальцами.
Третий этап – Коррекция согласных.
Эту работу производят в следующем порядке: Ф, П, Т, К, Б, Д, М, Н, Р, Л. Начинают с изолированного произношения этих звука, переходя постепенно к прямым и обратным слогам. Приём, помогающий малышу сосредоточиться на правильном артикулировании согласных, – это пение, во время которого мягкое нёбо и задняя глотка малыша рефлекторно смыкаются.
Обязательным является сотрудничество логопеда с семьёй ребёнка. Важно показывать родителям упражнения, чтобы они проводили их в домашних условиях. Это значительно ускорит логопедический процесс.