Около ста лет назад австрийский философ Рудольф Штайнер разработал особую образовательную методику. Впервые она была применена на практике в детских садах, открытых при заводах. Со временем вальдорфские группы стали посещать не только дети рабочих, но и отпрыски заводских руководителей. Привлекала их царившая там доброжелательная и творческая атмосфера. Сегодня во всем мире существует около трех тысяч учебных заведений, работа которых основывается на принципах вальдорфской педагогики.

Главные правила вальдорфской методики

Базовый принцип системы Штайнера – неопережение. То есть малыши занимаются только тем, что им под силу. По мнению философа, чрезмерные усилия вредят детскому здоровью, поэтому игры и уроки не должны вызывать внутреннего сопротивления и трудностей.

Развитие интеллекта в таких условиях происходит за счет того, что вальдорфские группы формируются из ребят разного возраста, а, как известно, младшие дети всегда стремятся подражать старшим. Вот так и образуется зона ближайшего развития. Для самых старших наглядным примером и образцом поведения является наставник, который занимается интересными и полезными делами.

Применять элементы вальдорфской педагогики можно и в домашних условиях. Прежде всего необходимо оборудовать пространство. Идеальное место – уголок на большой кухне. Понадобится столик и шкафчик с полочками, на них следует расставить конструкторы, деревянные игрушки, каштаны, орехи, кусочки ткани, пластилин и так далее.

Программа занятий

Вальдорфское обучение предполагает чередование физической активности и созерцательных занятий, творческих уроков и трудовой деятельности. Как правило, в распорядок дня входят игры, чтение, разучивание стихов, рисование, музыка и прикладное искусство.

1. Игры. Разнообразные игры являются основным видом деятельности детей. Они должны их придумывать сами, но если дело заходит в тупик, то взрослый может вмешаться и предложить свои варианты развития событий. В методике Штайнера не используются игры с жесткими правилами и соревновательными элементами, например, шашки, домино, эстафеты и так далее, чтобы малыши не расстраивались. Главный упор делает на сюжетно-ролевые забавы, развивающие фантазию и образное мышление.

2. Чтение. В вальдорфских школах и детских садах ребятам не читают авторских книг, поскольку они, по мнению основоположника этой методики, могут исказить их мироощущение. Предпочтение отдается народным сказкам, мифам, библейским историям и так далее. Подобные произведения закладывают основу для дальнейшего восприятия информации по географии, культуре, истории. При этом одна и та же сказка читается не один раз, а многократно, чтобы дети имели возможность разобраться в сюжете и образах героев.

3. Стихи. Система Штайнера не предполагает обучение детей чтению, письму и счету, зато огромное значение уделяется развитию памяти и фантазии. В будущем это позволяет малышам овладевать большими объемами информации и воспринимать абстрактные понятия. Основной инструмент тренировки памяти – это разучивание стихов, песенок, потешек, но не привычным способом, а в движении или с пантомимой. Как правило, мальчики и девочки запоминают одно стихотворение за три прочтения.

4. Рисование. Сюжеты для своих картин ребята придумывают сами, но всю палитру красок им сразу не выдают, только базовые цвета – красный, желтый и синий. Задача юных учеников – добыть нужные им оттенки самостоятельно. Чуть позже им дают белую и черную краски.

5. Музыка. Для музыкальных уроков вальдорфцы предлагают детям инструменты с четким ритмом: ксилофон, барабан, бубен. Малыши сами их осваивают в процессе изучения стихов, придумывания песен и номеров.

6. Прикладное искусство. Поделки изготавливаются не в декоративных целях, а в практических.

Конечно же, занятия по вальдорфской системе перемешиваются с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Кроме того, малышей привлекают к хозяйственной работе.

Удобство методики Штайнера для мамы заключается в том, что женщине не нужно уделять все свое внимание ребенку, она может спокойно заниматься домашними делами и просто наставлять малыша. Наблюдая за мамой и помогая ей, сын или дочка будут активно знакомиться с окружающим миром.