Существует мнение, что у ребенка-левши, могут появиться проблемы с преувеличенным интересом окружающих и с неудобством в пользовании многими предметами повседневной жизни, не приспособленными для них. Это может вызвать у ребенка, развитие комплекса неполноценности и появление неуверенности в себе.
Что же такое леворукость, каковы могут быть проблемы, и какая помощь нужна малышу, чтобы преодолеть их?
Левое полушарие человеческого мозга связано с абстрактным мышлением и речью, а правое – с творческими навыками и образным мышлением. Доминирующее полушарие, чаще определяется около трех лет. Если ведущим становится левое полушарие, то ребенок, обычно – правша, если же правое – левша. Считается, что дети с доминирующим правым полушарием мозга, более эмоциональны, доверчивы, склонны к перепадам настроения, они легко раздражаются. Но при этом, из них часто вырастают очень целеустремленные и настойчивые люди. Также среди таких детей наблюдается склонность к живописи и музыке, другим видам творчества. Однако у ребенка-левши возможны проблемы с развитием речи.
Практические научные исследования показали, что:
• Интеллект левшей, ничем не отличается от особенностей интеллекта праворуких людей, причем, первые, часто показывали более высокие результаты.
• В сложных ситуациях, дети-левши оказались более деликатными и менее подверженными стрессам, они лучше сохраняли спокойствие и самообладание, при этом не теряли оптимизма. А это очень важно в современном мире.
• В трудных ситуациях, левши находят пути решения проблем быстрее, чем дети праворукие.
Какие проблемы необходимо решать?
Окружающие нас предметы, приспособлены для работы правой рукой, и поэтому левша, испытывает от этого определенные трудности. Некоторые необходимые бытовые мелочи (ножи, ножницы и пр.) продаются специально для левшей.
Проблемы возникают при обучении малыша письму. Стандартные прописи не годятся для обучения левши, ему не виден образец. Поэтому необходимо приспосабливать их под нужды ученика, перенося образцы букв слева направо, чтобы ребенку было их видно; или попытаться найти специальные прописи, что очень сложно.
Маленькому школьнику нужно создать комфортное рабочее место (как в школе, так и дома), попросить, чтобы в классе малыша посадили за парту слева, чтобы ему никто не мешал. Дома поставьте рабочий стол так, чтобы освещение падало с правой стороны.
Переучивать ли ребенка?
Врачи и психологи утверждают, что переучивать малыша и принуждать к действиям правой рукой, нельзя. Переучивать левшу — это значит, пытаться перестроить процессы его головного мозга. Переучивание нарушает психику ребенка, делая ее менее устойчивой, грозит отставанием в школе, как в плане физического развития, так и мыслительных процессов, нарушением речи. Возможны нарушения сна и аппетита, возникновение энуреза – недержания мочи, а также заикания, проблем с системой пищеварения и др.
Никогда не говорите о леворукости, как о недостатке. Напротив, приводите примеры, формирующие уверенность малыша в том, что леворукость является скорее преимуществом: ведь не зря, среди известных людей, многие были левшами (Леонардо да Винчи, Чаплин, Павлов, Каспаров и т.д.), а леворукость у спортсменов, часто дает большое преимущество и т.п.
Особенности обучения левши.
Очевидно, что нужно учитывать особенности ребенка-левши, при обучении и воспитании. Как можно раньше, развивать левую руку (существуют специальные упражнения).
Так как у левши, доминирует образное мышление, то этот фактор нужно учитывать при обучении. Например, буквы запомнятся легче, если сравнивать их с предметами: букву «Ж» — с жучком, «Д» — с домиком и т.д. Ассоциации легко подобрать и к цифрам.
Левши с легкостью могут писать зеркально. Научить определять неправильно изображенную букву, поможет такое упражнение: написать в ряд какую-нибудь букву, например, «В», но одну из них – зеркально; пусть ребенок ее отыщет.
Не стоит ругать малыша за то, что он пишет с другим наклоном или вертикально, просто так ему удобнее.
Несколько дополнительных советов
Не позволяйте малышу переутомляться, ведь дети-левши устают быстрее.
Не умаляя главной роли левой руки, пытайтесь обучать своего малыша работать обеими руками. Рекомендуется лепка, макраме, игра на музыкальных инструментах, где действуют обе руки, игра в мяч, плавание и др., помогающие развитию координации движений пальцев и рук.
Следует тактично указывать на ошибки малыша и приучать читать и писать слева направо. Некоторые родители для этого, «отмечают» левую руку малыша чем-то вроде браслета или часов, (т.к. левши, часто с трудом определяют, какая рука правая, а какая левая). Рука с отметкой, будет помогать ребенку вспоминать, где начало ряда. Отработать этот навык, помогает складывание мозаики слева-направо, выкладывание ее в ряды так же, как пишем или читаем, складывание кубиков в таком же порядке.