Чем быстрее, точнее ребенок запоминает информацию и умеет ею пользоваться в дальнейшем, тем успешнее он сможет реализовать себя в различных видах деятельности. До 5 лет у детей преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе. Пятилетка, например, в мельчайших подробностях перескажет вам сюжет любимого мультфильма, но вряд ли выучит таблицу умножения. Произвольные же память и внимание требуют постоянных тренировок. Чтобы не приходилось списывать плохие отметки в школе на рассеянность ребенка, нужно заниматься с ним. Лучше всего развивать память в ходе игры.
Слушаем, смотрим, делаем, говорим, запоминаем
Считается, что человек лучше запоминает, если задействовать несколько анализаторов. Например, изучая с малышом овощи и фрукты, не только назовите их, но и покажите на картинке, попробуйте на вкус, понюхайте, потрогайте, нарисуйте, слепите из пластилина. Обязательно проговорите особенности того или иного овоща и фрукта: назовите цвет, вкус, размер, форму. Таким образом, активизируются зрительная, слуховая, двигательная, вкусовая, обонятельная виды памяти.
При знакомстве с буквами и цифрами нарисуйте их, выложите из спичек, слепите из пластилина. Приобретите магнитную азбуку и кубики с буквами. Буквы интересно оживить и каждой придумать историю. Также полезно послушать, спеть песенку или выучить стихотворение про алфавит.
Играем и запоминаем
Существует множество игр, тренирующих память. Среди них «Найди лишнее», «Что забыл художник», «Запомните слова», «Кто больше назовет слов» и т.д. Многие из них не требуют специальной подготовки. Используйте каждую минутку, играйте на улице и дома, в очереди в поликлинике, в автомобильной пробке, во время купания… Участие в игре взрослого дает возможность узнать малышу новые понятия, получить представления, обогащает его эмоциональную сферу. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за успехи.
Нравятся детям и предметные игры. Выложите на столе несколько игрушек, попросите запомнить их в определенной последовательности. Скажите, чтобы ребенок отвернулся, уберите несколько предметов и спросите, чего не хватает.
Повторять можно различные телодвижения и действия. Например, сделайте с малышом зарядку, а на следующее утро попросите его показать вам вчерашние упражнения. Изображайте животных, птиц, насекомых. Знакомьтесь с их повадками.
Ищем ассоциации
Психологи считают, что механическое зазубривание – это бесполезная трата времени. Чтобы сработала долговременная память, хорошо использовать прием ассоциаций. Например, заучивая стихотворение о зиме, вспомните интересные случаи из жизни малыша, связанные с этим временем года, делайте небольшие пояснения, дополнения.
Лучше запомнить материал помогут зрительные ассоциации. Рассматривайте иллюстрации в книжках, делайте рисунки по мотивам песенок, стихотворений, рассказов. Кстати, рисовать можно не только карандашами и красками, но и пластилином, песком, мелом и т.д. Чем больше впечатлений получит ребенок от информации, тем прочнее она «засядет» в его голове.
Чтобы запомнить трудные слова, можно изображать их в виде схем. Интересно группировать слова и образы по какому-либо признаку: цвету, форме, размеру. Усвоенные в дошкольном возрасте приемы запоминания, с успехом будут применяться на уроках в школе.
Память – это механизм, без которого невозможно формирование полноценной личности. Знать и помнить, откуда ты родом, какое место занимаешь в мире, оценивать свои возможности – залог будущего. Отменная память ребенка гарантирует ему успех в любых начинаниях, а значит, уверенность, отсутствие комплексов, хорошее самочувствие, оптимизм.