Даем представление о понятиях «выше — ниже», «высокий», «низкий», «низко — высоко»;
Формируем представление о порядковых числительных.

Материал для игры.
Данный текст.

Ход игры

Лутонюшка пришел в класс, поздоровался, подошел к окну и начал рассказывать:

    Сад красивый за стеклом,
    А в саду стоит наш дом.
    Дом с красивой красной крышей.
    Рядом тополь крыши ВЫШЕ.
    Если тополь крыши выше.
    Это значит, дом наш НИЖЕ? —

спросил он и позвал:

    Подойдите, господа,
    Посмотрите вон туда!

Животные сгрудились у окна, а учитель попросил их посмотреть в окно и выбрать дерево или кустарник и сравнить по вышине.

— Вижу, вижу! — закричала лошадка Алл юрка. — Тополь всех деревьев выше! Абрикоса, сливы, вишни…

— Вот две яблоньки растут: старая и молодая. И гадать не надо тут — ниже молодая! — авторитетно заявила корова Мумушка.

— Абрикос малины выше, дом наш яблони пониже, — сравнил жеребенок Галопик.

— А крыжовник ниже сливы! — заметил козел Бекалка.

    Наша груша у крылечка
    Теплое нашла местечко.
    Покрывает кроной крышу
    И растет все выше, выше!
    Груши часто по ночам
    В крышу, падая, стучат.
    Катятся по крыше
    Ниже, ниже, ниже…
    Покатились — докатились,
    Хлоп об землю — и разбились! —

разразился поэтическим рассказом жеребенок Галопик.

— А цветы ниже деревьев, а травка-муравка ниже всех цветов, по земле стелется, словно ковром кудрявым землю покрывает, — заметила овечка Кудряшка.

— Все у тебя кудрявое! — поддел овечку коз-лик Бекалка.

— А вот я выше тебя! — похвалился он.

— Подумаешь, гигант! На чуть-чуть только и повыше, — обиделась Кудряшка.

— А я выше тебя, козлик! — сообщил жеребенок.

— А кто же у нас самый низкий? — поинтересовался котенок Игрунчик.

— Ты, конечно! — сказала козочка Ме-калка.

— Неправда! — обиделся котик.

— А давайте не будем спорить, — попросил Лутоня. — Вот мы сейчас что сделаем: выстроимся по ранжиру!

— Я не понимаю, — заволновалась свинка Маркуша. — Я не знаю такого слова: ранжир.

— Мы не знаем такого слова! — закричали все животные.

— По ранжиру — значит, по росту. Сначала встанет самый высокий, а потом пониже его, еще ниже, ниже, ниже…

— Я самая высокая! — похвасталась лошадь Аллюрка и встала первой. Радом с ней встала корова Мумушка, рядом с коровой — жеребенок Галопик, рядом с жеребенком — бычок Рогатик, рядом с бычком — козел Бекалка, рядом с козлом — коза Мекалка, рядом с козой — овечка Кудряшка, рядом с Кудряшкой — свинья Маркуша, рядом со свиньей — поросенок Неряшка, рядом с Неряшкой — кошка Крошка, рядом с кошкой Крошкой — кот Игрунчик, рядом с котиком — мышка Шуршишка.

    Выстроился наш отряд
    В ряд.
    Встали мы не все
    Подряд,
    А по росту:
    ВЫШЕ, НИЖЕ, ниже…

— Очень просто! — прокомментировал поросенок Неряшка. — Самая НИЗКАЯ из нас — мышка Шуршишка. Самая ВЫСОКАЯ — лошадка.

    Лошадь выше,
    Мышка ниже.
    Крыша выше,
    Окна ниже.
    Небо выше,
    Земля низко.
    Выше кустик,
    Чем редиска. —

пропел Неряшка визжащим голоском.

Лутонюшка дал команду:
— Рассчитайся! — И все начинали себя называть:

    — Я лошадь, номер мой один!
    Всегда стою всех впереди!
    — А я корова, номер два,
    Высокой стать мне помогла трава!
    — Я жеребенок, номер три,
    Кто там четвертый? Говори!
    — Я бык, и номер мой четыре,
    Я самый грозный в этом мире!
    — А я козел, мой номер пять,
    Мне пятым хорошо стоять!
    — Я козочка, мой номер шесть.
    Два рога у меня и вымя есть!
    — Овечка я, мой номер семь,
    Красы моей не видит только пень!
    — Я свинка» номер восемь мой.
    Мечтаю быть не первой,
    Но хотя б второй.
    — Я поросенок номер девять.
    Девятый я, что ж тут поделать!
    — Я кошка Крошка, номер десять.
    От «Вискаса» толстею каждый месяц,
    — А я в десятку даже не вошел.
    Но я расту и поправляюсь хорошо, —
    Сказал Игрунчик, славный кот,
    Мяукнул и закрыл свой рот.
    — Я никогда и никого не буду выше,
    Сказала мышка еле слышно.

Отвечай да выполняй

* Ответь на вопрос.

Ранжир — это:

    1) рыбий жир;
    2) оранжевый цвет;
    3) транжира;
    4) построение по росту и размеру.

* Посмотри на цифры в табличке ниже и найди ту цифру, которая обозначает твой возраст.

* Назови кого-нибудь, кто ниже мышки.

* Читай и запоминай.

    Ниже мышки тараканы,
    Паучки, жучки и мошки.
    Вазы выше, чем стаканы.
    Выше тапок — босоножки.

После того как животные рассчитались и представились друг другу, Лутоня скомандовал:

— Направо!

Все повернулись вправо и оказались друг за другом.

— Вперед! — дал еще одну команду Лутонюшка.

Животные пошли вперед к двери. Бык Рогатик, дворовый поэт, затянул собственного сочинения строевую песенку.

    Воробьи, воробьи малые,
    Ворон черный высоко летит.
    В цветнике, в цветнике розы алые,
    Снизу лютик желтенький глядит.
    Раз — глядит,
    Два — глядит,
    Три — глядит!
    Никогда он в небо
    Не взлетит!
    Не гляди, не гляди, не глядя!
    На земле, на клумбе посиди!

Отряд прошагал через всю комнату и вышел на улицу. Так и шли друг за другом животные, лесенкой да с удалой песенкой. Так и вошли во двор. Остановились, не ломая строя. Там к ним присоединились петух Кукарекулик, курица Коконюшка и цыплятки.

    Петушок я пестрый,
    Номер мой тринадцать,
    По утрам «Ку-ка-ре-ку!»
    Я кричу раз двадцать! —

отчитался петушок.

    А я курица простая.
    Че-тыр-над-ца-тая!
    Не летаю, но слетаю
    С жердочки на землю я.
    Ночью высоко вишу,
    Утром по земле хожу! —

преподнесла себя, как загадку, курочка Коко-нюшка.

Все тронулись с места продолжили петь свою строевую песню.

    Высоко, высоко, солнышко,
    Птички песни радостно поют.
    Грянет гром, грянет гром — молния,
    Облака на землю упадут!
    Капля раз, капля два —
    Дождь пошел.
    Струи в лужах
    Танцуют рок-н-ролл!
    Хватит, гром, хватит, гром, рокотать!
    Нам с земли до неба не достать!

Отвечай да выполняй

* Посчитай, сколько низких курочек (цыпляток) и сколько высоких. Сколько всего курочек?

* Послушай стихотворение, посмотри на рисунок (башенку из клеточек) и раскрась домики великана и таракана в разные цвета.

Таракан и великан

    Полз по полу таракан.
    Шел по полю великан.
    Таракан приполз на поле,
    Рад был солнцу, рад был воле.
    Великан его не встретил:
    Усача он не заметил.
    Таракан для великана
    Что пылинка для бархана:
    Хоть и зла он не таил,
    Таракана раздавил.
    Не ходите, тараканы,
    Там, где ходят великаны!
    Великан высокий,
    Он земли не видит.
    Попадешь ему под ноги —
    Ни за что обидит.

* Назови и посчитай: сколько на рисунке тех, кто летает. Сколько тех, кто живет на земле ?
Назови одним словом всех, кто изображен на рисунке.

* Отгадай загадки про нарисованных выше насекомых.

    • Не зверушка я, не птица,
    Носик у меня, как спица.
    (Комар) 

    • Я летаю и жужжу,
    По растеньям я хожу.
    (Жук)

    • У меня глаза, как фары,
    Я танцую под фанфары,
    Я легка, стройна, беспечна,
    Веселиться буду вечно,
    От цветка к цветку летать,
    Лето жаркое плясать.
    (Стрекоза)

    • Я средь зелени скачу.
    Прыгаю и стрекочу.
    Мои крылья — ножки,
    На макушке рожки.
    (Кузнечик)

    • От цветка к цветку летаю,
    Что красива очень — знаю.
    Чудный я цветок живой,
    Восхищаются все мной.
    (Бабочка)