Даем представление о понятиях «выше — ниже», «высокий», «низкий», «низко — высоко»;
Формируем представление о порядковых числительных.
Материал для игры.
Данный текст.
Ход игры
Лутонюшка пришел в класс, поздоровался, подошел к окну и начал рассказывать:
- Сад красивый за стеклом,
А в саду стоит наш дом.
Дом с красивой красной крышей.
Рядом тополь крыши ВЫШЕ.
Если тополь крыши выше.
Это значит, дом наш НИЖЕ? —
спросил он и позвал:
- Подойдите, господа,
Посмотрите вон туда!
Животные сгрудились у окна, а учитель попросил их посмотреть в окно и выбрать дерево или кустарник и сравнить по вышине.
— Вижу, вижу! — закричала лошадка Алл юрка. — Тополь всех деревьев выше! Абрикоса, сливы, вишни…
— Вот две яблоньки растут: старая и молодая. И гадать не надо тут — ниже молодая! — авторитетно заявила корова Мумушка.
— Абрикос малины выше, дом наш яблони пониже, — сравнил жеребенок Галопик.
— А крыжовник ниже сливы! — заметил козел Бекалка.
- Наша груша у крылечка
Теплое нашла местечко.
Покрывает кроной крышу
И растет все выше, выше!
Груши часто по ночам
В крышу, падая, стучат.
Катятся по крыше
Ниже, ниже, ниже…
Покатились — докатились,
Хлоп об землю — и разбились! —
разразился поэтическим рассказом жеребенок Галопик.
— А цветы ниже деревьев, а травка-муравка ниже всех цветов, по земле стелется, словно ковром кудрявым землю покрывает, — заметила овечка Кудряшка.
— Все у тебя кудрявое! — поддел овечку коз-лик Бекалка.
— А вот я выше тебя! — похвалился он.
— Подумаешь, гигант! На чуть-чуть только и повыше, — обиделась Кудряшка.
— А я выше тебя, козлик! — сообщил жеребенок.
— А кто же у нас самый низкий? — поинтересовался котенок Игрунчик.
— Ты, конечно! — сказала козочка Ме-калка.
— Неправда! — обиделся котик.
— А давайте не будем спорить, — попросил Лутоня. — Вот мы сейчас что сделаем: выстроимся по ранжиру!
— Я не понимаю, — заволновалась свинка Маркуша. — Я не знаю такого слова: ранжир.
— Мы не знаем такого слова! — закричали все животные.
— По ранжиру — значит, по росту. Сначала встанет самый высокий, а потом пониже его, еще ниже, ниже, ниже…
— Я самая высокая! — похвасталась лошадь Аллюрка и встала первой. Радом с ней встала корова Мумушка, рядом с коровой — жеребенок Галопик, рядом с жеребенком — бычок Рогатик, рядом с бычком — козел Бекалка, рядом с козлом — коза Мекалка, рядом с козой — овечка Кудряшка, рядом с Кудряшкой — свинья Маркуша, рядом со свиньей — поросенок Неряшка, рядом с Неряшкой — кошка Крошка, рядом с кошкой Крошкой — кот Игрунчик, рядом с котиком — мышка Шуршишка.
- Выстроился наш отряд
В ряд.
Встали мы не все
Подряд,
А по росту:
ВЫШЕ, НИЖЕ, ниже…
— Очень просто! — прокомментировал поросенок Неряшка. — Самая НИЗКАЯ из нас — мышка Шуршишка. Самая ВЫСОКАЯ — лошадка.
- Лошадь выше,
Мышка ниже.
Крыша выше,
Окна ниже.
Небо выше,
Земля низко.
Выше кустик,
Чем редиска. —
пропел Неряшка визжащим голоском.
Лутонюшка дал команду:
— Рассчитайся! — И все начинали себя называть:
- — Я лошадь, номер мой один!
Всегда стою всех впереди!
— А я корова, номер два,
Высокой стать мне помогла трава!
— Я жеребенок, номер три,
Кто там четвертый? Говори!
— Я бык, и номер мой четыре,
Я самый грозный в этом мире!
— А я козел, мой номер пять,
Мне пятым хорошо стоять!
— Я козочка, мой номер шесть.
Два рога у меня и вымя есть!
— Овечка я, мой номер семь,
Красы моей не видит только пень!
— Я свинка» номер восемь мой.
Мечтаю быть не первой,
Но хотя б второй.
— Я поросенок номер девять.
Девятый я, что ж тут поделать!
— Я кошка Крошка, номер десять.
От «Вискаса» толстею каждый месяц,
— А я в десятку даже не вошел.
Но я расту и поправляюсь хорошо, —
Сказал Игрунчик, славный кот,
Мяукнул и закрыл свой рот.
— Я никогда и никого не буду выше,
Сказала мышка еле слышно.
Отвечай да выполняй
* Ответь на вопрос.
Ранжир — это:
- 1) рыбий жир;
2) оранжевый цвет;
3) транжира;
4) построение по росту и размеру.
* Посмотри на цифры в табличке ниже и найди ту цифру, которая обозначает твой возраст.
* Назови кого-нибудь, кто ниже мышки.
* Читай и запоминай.
- Ниже мышки тараканы,
Паучки, жучки и мошки.
Вазы выше, чем стаканы.
Выше тапок — босоножки.
После того как животные рассчитались и представились друг другу, Лутоня скомандовал:
— Направо!
Все повернулись вправо и оказались друг за другом.
— Вперед! — дал еще одну команду Лутонюшка.
Животные пошли вперед к двери. Бык Рогатик, дворовый поэт, затянул собственного сочинения строевую песенку.
- Воробьи, воробьи малые,
Ворон черный высоко летит.
В цветнике, в цветнике розы алые,
Снизу лютик желтенький глядит.
Раз — глядит,
Два — глядит,
Три — глядит!
Никогда он в небо
Не взлетит!
Не гляди, не гляди, не глядя!
На земле, на клумбе посиди!
Отряд прошагал через всю комнату и вышел на улицу. Так и шли друг за другом животные, лесенкой да с удалой песенкой. Так и вошли во двор. Остановились, не ломая строя. Там к ним присоединились петух Кукарекулик, курица Коконюшка и цыплятки.
- Петушок я пестрый,
Номер мой тринадцать,
По утрам «Ку-ка-ре-ку!»
Я кричу раз двадцать! —
отчитался петушок.
- А я курица простая.
Че-тыр-над-ца-тая!
Не летаю, но слетаю
С жердочки на землю я.
Ночью высоко вишу,
Утром по земле хожу! —
преподнесла себя, как загадку, курочка Коко-нюшка.
Все тронулись с места продолжили петь свою строевую песню.
- Высоко, высоко, солнышко,
Птички песни радостно поют.
Грянет гром, грянет гром — молния,
Облака на землю упадут!
Капля раз, капля два —
Дождь пошел.
Струи в лужах
Танцуют рок-н-ролл!
Хватит, гром, хватит, гром, рокотать!
Нам с земли до неба не достать!
Отвечай да выполняй
* Посчитай, сколько низких курочек (цыпляток) и сколько высоких. Сколько всего курочек?
* Послушай стихотворение, посмотри на рисунок (башенку из клеточек) и раскрась домики великана и таракана в разные цвета.
Таракан и великан
- Полз по полу таракан.
Шел по полю великан.
Таракан приполз на поле,
Рад был солнцу, рад был воле.
Великан его не встретил:
Усача он не заметил.
Таракан для великана
Что пылинка для бархана:
Хоть и зла он не таил,
Таракана раздавил.
Не ходите, тараканы,
Там, где ходят великаны!
Великан высокий,
Он земли не видит.
Попадешь ему под ноги —
Ни за что обидит.
* Назови и посчитай: сколько на рисунке тех, кто летает. Сколько тех, кто живет на земле ?
Назови одним словом всех, кто изображен на рисунке.
* Отгадай загадки про нарисованных выше насекомых.
- • Не зверушка я, не птица,
Носик у меня, как спица.
(Комар)
• Я летаю и жужжу,
По растеньям я хожу.
(Жук)
• У меня глаза, как фары,
Я танцую под фанфары,
Я легка, стройна, беспечна,
Веселиться буду вечно,
От цветка к цветку летать,
Лето жаркое плясать.
(Стрекоза)
• Я средь зелени скачу.
Прыгаю и стрекочу.
Мои крылья — ножки,
На макушке рожки.
(Кузнечик)
• От цветка к цветку летаю,
Что красива очень — знаю.
Чудный я цветок живой,
Восхищаются все мной.
(Бабочка)