Психологи, которым приходится работать с детьми, конечно же, не могут проводить стандартное для взрослого человека тестирование малышей. Но ведь часто просто необходимо определить эмоциональное состояние ребенка.
На основании многолетних исследований специалистами было установлено, что для деток в возрасте до шести лет основным средством выражения эмоций является именно рисунок, в частности, его цветовая гамма.
Одним из основоположников методики цвето-диагностики, которая более всего подходила для детей, стал швейцарский психолог и исследователь Макс Люшер.
Именно он доказал, выбор цвета ребенком отображает не только его психическое, но и физическое состояние, что позволяет определить характер, психологический личностный тип и даже общую эмоциональную обстановку в семейной среде.
Люшер, еще в 1940-х гг., создал своеобразную символическую таблицу чаще всего употребляемых цветов, на основании которых можно проанализировать (хотя бы поверхностно) и выявить реальное состояние «исследуемого».
Преобладание голубого цвета характеризует свободолюбивого, беззаботного и мечтательного ребенка, но чаще всего его используют мальчики.
За любителями желтого цвета закреплен оптимизм, хорошо развитое воображение, оригинальное нестандартное мышление и любознательность. В принципе, ребенок всегда чувствует себя комфортно в ближайшем окружении, хотя и постоянно доказывает, что он от него отличается.
«Зелень» в рисунке символизирует настойчивый, упрямый и независимый нрав, но при этом дети, часто использующие зеленые карандаши, отличаются любознательностью, уравновешенностью и благородством. Правда, обеспокоенность должны вызывать темно-зеленые тона: они говорят о недостатке внимания, что может привести к замкнутости, хотя с другой стороны, даже такой негатив имеет свой плюс – ребенок, находящийся в «темно-зеленом» одиночестве, самостоятельно познает мир, развивая не только интеллектуальные возможности, но и фантазию.
Оранжевые оттенки определяют ребенка открытого, веселого, общительно, но нестойкого в своих мнениях и увлечениях, ибо он постоянно находится в поиске ярких впечатлений.
Использование лиловых и розовых цветов присуще в основном девочкам. Именно эти оттенки ассоциируются с робостью, нежностью, повышенной эмоциональной чувствительностью и желанием получать заботу.
Использование белого карандаша (хотя это очень редкое явление) или краски характерно детям духовно развитым, чувствительным и склонным к философским размышлениям. Это стоит учитывать родителям, когда они решили отправить чадо в кружок.
Особое внимание должен вызывать красный цвет. С одной стороны, он символизирует агрессию и гнев, а с другой – говорит о крепком здоровье и силе. Поэтому с такими детьми рекомендуют заниматься спортом. Если агрессия и станет проявляться, то возможно, она будет подавлена активными и полезными играми.
Если ребенок использует для рисования коричневые тона, то он чувствует постоянный дискомфорт и отрицательные эмоции. Чтобы отойти от «нехорошей» реальности, ему приходится создавать свой защитный мир, в котором, к сожалению, нет нежности и тепла. Психологам и родителям в этом случае крайне необходимо выявить причину отстранения ребенка от внешнего мира.
Общая синева картины ассоциируется не только с неторопливостью, последовательностью, спокойствием и любовью к порядку, но и с тревожными мыслями и крайней потребностью в покое.
Фиолетовые цвета характеризуют будущих людей искусства и творчества, отличающихся прекрасной интуицией.
Серость определяет тихого, «невидимого» для всех ребенка, у которого на душе грусть, а в голове полное безразличие ко всему. Такая тенденция может привести к затяжной депрессии, что крайне опасно.
Естественно, самым плохим цветом считается черный. Именно он «кричит» о том, что маленький ребенок уже находится в стрессовой ситуации, разрушающе действующей на весь организм.
Для глубокого понимания ребенка и его состояния стоит также обращать внимание на общую цветовую гамму. Пастельные тона любимы спокойными и скромными детьми, а яркие – ребятами с положительным настроем.
Такой несложный тест могут провести и сами родители дома, предложив ребенку что-либо нарисовать, таким образом можно уже на начальных стадиях выявить какие-либо отклонения или проблемы в развитии и характере малыша.