Такое понятие как “умственная отсталость” включает в себя множество синдромов, которые накладывают специфический отпечаток на развитие речи.
Синдром Дауна
Одним из самых распространённых синдромов является синдром Дауна. Это заболевание открыто Джоном Дауном в 1862 году. Болезнь связана с лишней хромосомой в 21 паре. Таких детей легко узнать по внешнему виду: небольшой рост, короткие пальцы, плоский череп с уплощённой переносицей, толстый язык, маленькие уши, неправильный рост зубов. В речи детей с синдромом Дауна имеются проблемы. Поскольку мелкая моторика отстаёт в своём развитии на 2-3 года, имеются нарушения слуха, то и речь отстаёт в своём развитии. Появление гуления и лепета задерживается на 6-12 месяцев. Дети лепечут меньше нормально развивающихся сверстников, их лепет тихий, менее длительный. Это связано со слабостью артикуляционной мускулатуры и с нарушениями слуха. Первые слова могут появиться как в 4 года, так и в 12 лет. Это зависит от тяжести нарушения и от своевременно начатой работы. При этом, возникают своеобразные “ножницы” между пониманием и воспроизведением слов. Ребёнок понимает слово, но не может воспроизвести. Или, наоборот, воспроизводит, но абсолютно не осознаёт значения слова. И такие “ножницы” присутствуют на протяжении трёх-пяти лет жизни. Кроме того, словарный запас малыша резко снижен. Ребёнок может механически запоминать новые слова, но ему сложно зафиксировать в памяти словосочетания и предложения – грамматические конструкции усваиваются с трудом. Проблемы в произношении обусловлены маленькой ротовой полостью, толстым языком, слабой артикуляционной мускулатурой, из-за этого возникает сложная дислалия и различные формы дизартрии. Навыки чтения и письма очень сильно страдают из-за недоразвития фонематического слуха.
Jчень часто у взрослых не хватает терпения дослушивать ребёнка с синдромом Дауна. Поэтому, задав ему вопрос, они тут же отвечают на него или сами заканчивают предложение, начатое ребёнком. Это приводит к уменьшению речевой практики, которая смогла бы обогатить словарный запас и сделать речь малыша понятной.
Развитие речи ребёнка с синдромом Дауна
На первом году жизни и в раннем возрасте развитие речи ребенка с синдромом Дауна в большей степени зависит от родителей.
Следует стимулировать лепет малыша: повторять звуки, которые он воспроизводит, при этом, делать это эмоционально. Эмоции помогут “разговорить” малыша. Такие упражнения следует проводить по 5-10 минут в день, экспериментируя с тональностью, высотой, громкостью голоса. Через 7-8 месяцев можно показывать малышу картинки, называть их и побуждать повторять названные вами слова. Сначала ребёнок будет просто хлопать по картинкам, а затем научится показывать названную картинку.
Если лепет не превращается в речь, то её придётся стимулировать путём обучения подражанию. Нужно посадить ребёнка напротив себя и сказать: “Топни ногой”. Конечно, на первых порах малыш не поймёт этого, поэтому следует заменить предложение звуком “топ-топ-топ” и изобразить это движение. Не повторяйте движение более четырёх раз. Чтобы ребёнок усвоил и правильно произносил буквы, используйте тактильно-вибрационную чувствительность. Приложите указательный палец к подбородку, опустите нижнюю челюсть малыша и скажите “А”; разведите уголки рта в сторону и произнесите “И”; сделайте из среднего и большого пальца круг и произнесите “О” и т.д. Тот же принцип работает при постановке согласных. Параллельно с помощью игровых упражнений вырабатывайте длительную воздушную струю: сдувайте перья, вату, задувайте огонь свечи, надувайте шарики. Чтобы развить подвижность языка, следует проводить массаж. С помощью указательного пальца двигайте язык малыша вверх-вниз и в стороны до тех пор, пока не появится ответная реакция. Проводя одностороннее вибрирование одной щеки и надавливая на вторую, можно добиться шевеления языка во рту.
Во время еды намажьте верхнюю или нижнюю губу ребёнка вареньем и заставьте его облизать губы. Проводите такие упражнения как “собака скалится”, “заяц грызёт морковку”, “лошадка цокает”.
Удерживание соломинки, ложки во рту способствует развитию подвижности губ. Для развития подвижности нёбной занавески следует дышать на зеркало, произносить Н с закрытым носом, говорить аху/ахо/аа/ао/апа и сопровождать эти звукосочетания движениями руками (например, топанье, хлопок, размахивание и т.п.). Также полезна имитация глотания, жевания, кашля. Во всех режимных моментах сопровождайте каждое своё действие словом: это разовьёт ситуативную речь малыша и поможет установить связь между словом и предметом. Если ребёнок применяет для общения жесты, стимулируйте это: жесты могут быть вспомогательным средством коммуникации.
Синдром Вильямса
Синдром Вильямса, или лицо эльфа, был открыт в 1952 году. Болезнь возникает из-за повышенного содержания кальция в крови. У больного этим синдромом редкие удлинённые зубы, большой рот, маленький подбородок, полные губы, плоская переносица, сходящееся косоглазие, нос с закруглённым концом, звёздчатая радужка, катаракта, атрофия зрительного нерва, полные щёки, которые опущены вниз. Несмотря на эмоциональность, внушаемость, подвижность, интерес к миру, у ребёнка с синдромом Вильямса имеет место отставание в развитии речи. Из-за нарушений моторики задерживаются в своём развитии гуление и лепет, а первые слова появляются к 2, 5-3 годам, фразы – к 4-5 годам. В этом возрасте малыш прислушивается к речевым звукам и пытается им подражать. Но чаще всего его речь лишена осмысленности, поэтому наблюдаются ответы невпопад, аграмматизмы, эхолалии.
Нарушение произносительной стороны речи варьируется от сложной дислалии до различных форм дизартрии. Несмотря на то, что дети стремятся к общению, речь не выполняет свою коммуникативную функцию. Лечебная работа с такими детьми включает в себя приём лекарственных средств, направленных на нормализацию обменных процессов и сосудистых нарушений, а также массаж, лечебную физкультуру, способствующие коррекции двигательных нарушений. Логопедическая работа проводится также, как и при синдроме Дауна. Разница лишь в том, что дети с синдромом Вильямса могут успешно усваивать навыки чтения, поэтому с пяти лет их начинают обучать чтению.
Синдром “кошачьего крика”
Этот синдром открыл Лежен в 1963 году. Синдром “кошачьего крика” развивается в результате укорочения 5-й хромосомы. Крик таких детей похож на кошачий.
Почему у ребёнка появляется кошачий крик? Это связано с патологией гортани: она узкая, слизистая оболочка гортани имеет складки, хрящи слишком мягкие. Кроме того, нижняя челюсть ребёнка недоразвита и маленькая, спинка носа плоская, уши низко посажены, лицо по форме напоминает Луну, нёбо высокое, разрез глаз антимонголоидный, микроцефалия, косоглазие. У ребёнка недоразвиты мозговые структуры и моторика, наблюдается дискоординированность процессов дыхания, глотания и сосания.
Гуление и лепет таких детей задерживается в своём развитии. Как правило, лепет тихий, неинтонированный, немодулированный. Первые слова могут появиться в 4-5 лет и, как правило, они состоят из одного слога. Ребёнку трудно говорить многосложными словами: он повторяет их лишь по слогам. Словосочетания и короткие предложения возникают к 10-12 годам. Речь ребёнка хорошо понятна знакомым. Но незнакомым приходится подсказывать, потому что ребёнок чаще всего говорит аграмматизмами. Ребёнку оказывается медикаментозная, психологическая и логопедическая помощь. Направления логопедической коррекции такие же, как при синдроме Дауна.
Прогноз данного синдрома неутешительный: люди живут от года до десяти лет. Известны случаи, когда больные доживали и до 50 лет, но это единичные примеры.
Синдром Ретта
Синдром Ретта был открыт А.Реттом 20 лет назад. Заболевание встречается только у девочек и становится заметным лишь к 12-18 месяцам. Синдром Ретта проявляется в приступах, когда тихий, заторможенный, малоподвижный ребёнок превращается в неуправляемого, кусает себе руки до крови, рвёт одежду, бросает вещи, бьётся в судорогах.
До года речь девочек с синдромом Ретта развивается нормально, а вот после года наблюдаются грубые нарушения произношения, эхолалии, периоды общего или частичного мутизма. Речевая потребность у ребёнка крайне снижена. Ребёнок отвечает односложными фразами или словами обиходно-бытового характера. В связи с сопутствующей интеллектуальной недостаточностью малышу сложно овладеть навыками чтения и письма.
Люди синдромом Ретта доживают до 40 лет. Постепенно у них происходит распад речевых, когнитивных и двигательных функций. Поэтому им показано медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура, занятия с психологом и логопедом.
Синдром Рубинштейн-Тойнби
Синдром Рубинштейн-Тойнби был открыт в 1963 году. Такие дети с первых лет жизни отстают в своём психомоторном развитии, имеются трудности с сосанием, жеванием, склонность к респираторным заболеваниям. У детей с синдромом Рубинштейн-Тойнби короткий вздёрнутый нос, похожий на клюв, густые низко расположенные брови, низкий рост волос на лбу, разрез глаз антимонголоидный, недоразвита верхняя челюсть, слишком высокое нёбо, в котором иногда присутствует расщелина, низко расположенные уши, аномалии пальцев рук.
Доречевой период характеризуется слабым гулением, а лепет появляется после года.
Голос ребёнка невыразительный и грубый. Несмотря на нормальный слух, дети долго не понимают обращённой к ним речи. Дефекты речи сочетаются с умственной отсталостью различной степени. Таким детям требуется медикаментозная помощь, а также услуги психолога, логопеда, педагога-дефектолога. Медикаментозная и психологическая помощь сгладит эмоционально-личностные нарушения, занятия педагога-дефектолога помогут предотвратить отставание в познавательной сфере, а логопед займётся коррекцией речи.
Логопедическая работа ведётся в зависимости от тяжести нарушения. Её основными целями являются: коррекция произносительной стороны, нормализация процессов дыхания, глотания, жевания, работа над темпо-ритмической стороной речи и интонационно-мелодической стороной речи, формирование коммуникативной функции речи.
Логопедическая работа проводится так же, как и при синдроме Дауна.