речевые нарушения у ребенка
Родители ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи в первую очередь ведут своё дитя к логопеду. Это правильно. Но, как известно, помощь плохо говорящим детям должна осуществляться комплексно, поэтому не менее важной является консультация нейропсихолога.

Сразу возникает вопрос: в чём разница между психологом и нейропсихологом? Отличие заключается в том, что нейропсихолог с помощью безаппаратных методов исследует, как устроен мозг конкретного ребёнка. Зачем изучать мозг малыша, если у него страдает только речь? Не всё так просто. Речь – это первичное нарушение, влекущее за собой вторичные: расстройство внимания, мыслительных процессов, памяти, саморегуляции, рассеянность, быструю утомляемость и т.п. Кроме того, в большинстве случаев при тяжёлых речевых нарушениях наблюдаются локальные поражения мозга. Поэтому нейропсихологическая диагностика необходима.

Области коры, ответственные за определённые психологические процессы, созревают неравномерно. Их развитие напрямую зависит от выраженности речевого нарушения и личностных особенностей малыша. Именно нейропсихологическая диагностика даёт возможность определить, какие области головного мозга отстают в своём созревании и сделать вывод об актуальном уровне развития ребёнка. Основными методами нейропсихологической диагностики являются пробы А.Р. Лурия. Например, для выявления сформированности серийных движений и динамического праксиса применяется проба “ладонь — кулак — ребро” и графическая проба “забор”. Оценка взаимообратной координации движений осуществляется с помощью пробы “кулак-ладонь”. Речь и двигательная сфера тесно связаны. Если ребёнок не справляется с предложенными заданиями, это говорит о нарушении в работе двигательного отдела. Слуховая и зрительная память оценивается по методике А.Р.Лурия “10 слов” и “10 картинок”. Ребёнку зачитываются определённые слова, потом просят их воспроизвести. И так эксперимент повторяется четыре раза. Оценивается объём, динамика запоминания, количество привнесённых слов, повторений, застреваний на повторениях.

С картинками всё проще: малыш должен запоминать их визуально. Для выявления сформированности восприятия, мышления, речи применяют пробы на оценку логико-грамматических структур. Перед ребёнком раскладывается три предмета: морковка, ключ и расчёска. Сначала просят найти, например, расчёска и ключ. Затем задание усложняется: малышу нужно показать “ключом морковку”, “морковкой расчёску ”, “расчёской ключ”. Как видно, действия предъявляются в том порядке, в каком первоначально перечислялись предметы. В третьем задании экспериментатор отходит от этого порядка: “покажи расчёску ключом” , “ключ морковкой”, “гребешок ключом”. Следующая проба осуществляется при помощи креста, треугольника и круга. Она направлена на знание предлогов и пространственных отношений. Диагностируемому предлагается поставить “треугольник справа от креста”, “крест слева от круга, но справа от треугольника” и т.п. Немаловажными являются пробы, помогающие выявить умение употреблять сравнительные конструкции (Вася выше Пети. Кто самый высокий?) и понимать инвертированные грамматические структуры (Антон не смог не ответит на вопрос. Дал ли Антон ответ? ).

Методы нейропсихологии надёжны и валидны, позволяют выявить, насколько сильно особенности обработки поступающей информации будут оказывать влияние на развитие психических функций и дальнейшее обучение. На основе полученных данных строится индивидуальная коррекционная программа, соответствующая срокам развития определённых зон мозга. Такая программа поможет ускорить созревание запаздывающих в своём развитии мозговых отделов. Занятия с нейропсихологом рассчитаны на 2-3 месяца и проводятcz 2-3 раза в неделю по 40-45 минут. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми. После каждого занятия родителям даются рекомендации и домашние задания. Нейропсихологическая коррекция помогает преодолеть не только речевые и познавательные нарушения, но и повышает самооценку, стабилизирует эмоциональный фон малыша, развивает коммуникативные навыки.

Нейропсихологическое обследование могут проходить дети от 3-13 лет. Диагностика и консультация займут не более полутора часов. По окончании коррекционных занятий проводится повторная диагностика и полученные результаты сравниваются с первоначальными.